Астея в йоге – запрет на кражу и стяжательство

Астейя

Астея в йоге - запрет на кражу и стяжательство

Астейя – принцип неприсвоения чужого или отказ от воровства.  Это третий принцип Ямы – первой ступени классической йоги.

Астейя  также означает отказ от пользования различными благами незаслуженно.

Принципы астейи трактуются достаточно широко и распространяются не только на материальные блага.  Астейя распространяется также на чужие чувства, мысли, идеи, планы, заслуги.

Дело здесь не только в том, что это неэтично или нехорошо.  Как раз всё то, что этично или хорошо имеет под собой энергетическую  основу и выгодно для человека.  Мы рассматриваем этот принцип (астейю)  с  точки зрения йоги и духовного развития.

Человек  создан по образу и подобию Бога, т.е. является существом творческим. По крайней мере, в нем заложена такая способность, и он должен  её развивать.

Что такое творчество?  Это способность реализовать, воплотить в жизнь идею, желание.  Желание – очень тонкая энергия, которая проходит через человеческое сознание, постепенно уплотняется, обретает форму идеи, затем образа и, наконец, реализуется в материальном мире путём  целенаправленной  деятельности.

Астейя и желания

Каждый живой человек имеет желания. И, соответственно, потребность  их реализовать. Иногда это сложный  процесс (в случае с серьёзным желанием). Не зря столько сказано о муках творчества. Даже если желание маленькое, на уровне «поесть мороженного», всё равно, для его реализации необходимо предпринять какие-то усилия.

 Желания, обычно, связаны с тем, чего у человека ещё нет.  Это естественно.  Вселенная заботится о нашем развитии. А при реализации желания обязательно происходит развитие – человек учится работать с различными энергиями. Открывает в себе энергетические и информационные каналы. Обретает опыт.

Так на практике работает принцип астейи – обеспечивает интеллектуальное, социальное и духовное развитие человека.

Что  если желание есть, а упираться, испытывать муки творчества и развивиться не хочется? Тогда возникает зависть – желание иметь то, что имеет ближний, не прилагая усилий. Желание присвоить,  уворовать или ограбить.

В этом случае нарушается принцип астейи.

Конечно, нарушить принципы астейи для многих соблазнительно – ведь воровство, грабёж  или взяточничество – одни из самых лёгких и быстрых способов разбогатеть.

Однако, за полученные таким образом материальные блага, есть своя цена – закрываются творческие, тонкие энергетические каналы. Как следствие – деградация личности и потеря смысла жизни.

  В этом случае человек просто не может быть счастлив – он же постоянно чувствует, что что-то  идёт не так. А вот понять, что идёт не так, он сможет только в одном случае – если начнет практиковать астейю.

Астейя и информация

Мы живём в век информации.  Интернет переполнен  бесплатной информацией – книги, методики, вебинары, фильмы. Практически все пользователи интернета  – потребители этой, как правило, чужой информации.  Если человек  использует эту информацию, передаёт её или выдаёт за свою, то, безусловно, нарушает астейю – присваивает чужое.

Конечно, надо понимать, что на практике эта информация не такая уж и бесплатная. Мы расплачиваемся за неё своим вниманием  и энергией, а главное, своим временем – самым дорогим и невосполнимым ресурсом. Основная часть этой  энергии достаётся хозяевам информации – эгрегорам, а оставшаяся часть – человеку, который сумел привлечь ваше внимание к этой информации.

Есть ли выход из этой ситуации?   Есть – необходимо  превратить информацию в собственный опыт.

Поясню на примере.

Предположим, вы решили развить физическую силу при помощи тяжелой атлетики. Прочитали методику, стали её использовать – тренироваться и вести предписанный образ жизни. В итоге, через какое-то время, вы стали поднимать штангу весом в 150 кг.

В этом случае информация была чужой, а опыт – ваш. И, благодаря вашему опыту, информация тоже стала вашей.

Дело в том, полученная вами информация относится к ментальному телу, а ваш опыт – каузальному. Энергия каузального тела на несколько порядков мощнее энергии ментальной.  Теперь вы имеете свою информацию, подтвержденную собственным опытом.  Кроме того, произошло самое главное – вы наработали творческий канал превращения идеи, желания в реальность.

P.S.  Соблюдение принципа  астейи  при работе с чужой информацией, означает – превращать полученную информацию в собственный опыт.

P.P.S.  Я желаю вам творческих успехов и всего наилучшего.

Напишите свой отзыв на эту статью.

Источник: http://kirizli.ru/klassicheskay-yoga/astejya

Астея: что это такое. Как практиковать Астею

Астея в йоге - запрет на кражу и стяжательство

Астея — этический принцип, который означает неприсвоение чужого и отсутствие стремления к обладанию того, что нам не принадлежит, а также честность и порядочность. Слово «астея» на санскрите состоит из приставки «а» (отрицание, против) и корня «стея» (кража, украсть), дословно переводится как ‘неворовство’.

Астея — третий принцип «Ямы»

«Яма» Йога-сутр Патанджали направлена на отказ от удовлетворения эгоистических желаний человека. Состоит из 5 основных этических и нравственных принципов, таких как: ахимса (несотворение зла, ненасилие); сатья (правдивость); астея (неприсвоение чужого); брахмачарья (воздержание, нераспущенность); апариграха (нестяжательство, ненакопительство).

Все они накладывают определённые нравственные ограничения на поступки человека, которые он совершает в своём стремлении к обладанию теми благами, которыми, как он считает, он должен владеть. Но он не задумывается о том, что те вещи, которые у него должны быть, он и так получит, ведь мы всегда имеем в жизни ровно столько, сколько заслуживаем.

Причём наличие благ как материальных, так и нематериальных зависит от количества накопленной нами энергии. Желая что-либо вовне, мы сами у себя забираем энергию.

И что самое важное — лишаем себя возможности самореализовываться на духовном пути, ибо любые желания обладания объектами вовне ведут к растрате внутреннего духовного потенциала.

До тех пор пока человек не осознает, что единственный источник истинного счастья находится в нём, в духе его, а не вовне, он не сможет отказаться от внешних благ, которые приносят ему лишь иллюзию счастья, так как оно материально, а значит — временно и преходяще.

Эго «обворовывает» дух человека, подталкивая его на такие мысли и поступки, которые сообразно эгоистическим потребностям, приводят к трате времени и сил на то, в чём человек на самом деле не нуждается. Ибо всё, что ему необходимо, у него уже есть. Только человек подчинён своему эго, а ему всегда мало. Оно требует всё больше и больше.

Необходимо усвоить, что в принципе во внешнем материальном мире нам ничего не принадлежит. Все материальные вещи, которые мы имеем, только лишь временно принадлежат нам. Даже физическое тело бренно и в назначенное время будет «отброшено». Единственное, что у нас есть, — это дух.

Мы пришли в земное воплощение для приобретения духовного опыта, и это единственное, к чему мы должны стремиться в нашей жизни. И быть удовлетворёнными тем количеством материальных благ, которые имеем: их должно быть немного, в меру необходимости. Чтобы держать душу в теле нет необходимости добывать деньги и материальные блага нечестным путём.

Нужно решительно избавиться от желания обладать излишними материальными вещами, осознавая, что эти излишки только обременяют человека.

Человеку в этой жизни нужно немного и ненадолго
Сенека

Проявляйте здравомыслие. Основным желанием на Пути должно быть не получение излишних благ от внешних объектов, а возможность иметь столько, сколько необходимо для продвижения по Пути.

Погоня за прибылью теми или иными неподобающими способами, как правило, за счёт других, также носит характер воровства.

Эксплуатация чужого труда также относится к нарушению заповеди. В интерпретации М. Ганди, астея означает также и отказ от эксплуатации других, как например, эксплуатации рабочих на капиталистических предприятиях.

Сиддхи

Тот, кто безупречно следует этой добродетели в своей жизни, всё, в чём нуждается, получает в самое ближайшее время. Но это не обязательно материальные вещи. Это также могут быть здоровье, знания или, например, благоприятно складывающиеся обстоятельства — всё, что проявляется в нематериальной форме и, как правило, то, что вам действительно необходимо на данный момент.

Все сокровища приходят к тому, кто утвердился в честности

Йога-сутры Патанджали, глава II, сутра 37

А вот нарушителю заповеди карма воздаёт соответствующую плату: всё, что человек украл, отобрал у других, и у него отнимается впоследствии соответственно присвоенному им ранее. Нарушителю остаётся лишь один способ «откармовывать», или, иначе говоря, отдавать долги, — это заняться благотворительностью.

Как практиковать Астею

Астея должна соблюдаться не только в том, чтобы избегать таких поступков, как например: кража, невозврат долгов, хитростью и обманом завладение чужим имуществом; но и в мыслях и желаниях, которые проявляются в таких качествах, как жадность, ревность, зависть, желание чужого и пр.

Должно быть исключено не только воровство материальных вещей, но и присвоение нематериальных благ — того, что по праву нам не принадлежит.

Любые нарушения принципа астеи на материальном плане так или иначе караются законом, за такие деяния законодательством предусмотрено соответствующее наказание. И человек просто даже из страха понести наказание может не решиться на такие неблаговидные поступки.

Однако лишь задумав осуществить это, даже без претворения своих мыслей в жизнь, человек уже нарушает принцип астеи.

Если говорить о нематериальном аспекте исполнения заповеди, здесь на первый план должна выйти совесть, которая у многих наших современников давно и беЗпробудно спит.

Должно также практиковать непривязанность к уже имеющимся вещам и нематериальным объектам, будь то слава, успех, звания, титулы, какие-либо достижения в этом мире.

Тот, кто ни к чему не привязан, свободен от собственнических притязаний и ничего не желает лично для себя, соответственно и не считает себя владельцем чего-либо. Любая привязанность к объектам восприятия материальных чувств приводит к страданию в этом мире, ввиду их временной природы.

Имейте в виду, что освобождаясь от старых ненужных вещей, высвобождается энергия, которая и откроет в вашей жизни новые возможности духовного роста.

В современном мире «жить в кредит» стало нормой. Люди в погоне за материальными благами, а скорее за излишками этих благ, ввязываются в эту финансовую авантюру, не задумываясь, что когда берут в долг, обкрадывают сами себя.

Человек, умеющий довольствоваться тем, что у него есть, ни от кого не зависит.

Необходимо научиться довольствоваться тем, что есть, в противном случае возникает алчность, которая приводит к стяжанию, и как следствие, к нарушению принципа астеи.

Такой человек владеет своим умом, не считает себя собственником того, что ему принадлежит, и заботится об удовлетворении только самых насущных потребностей своего тела. Действуя таким образом, он никогда не навлекает на себя греха

Бхагавад-гита Следуя принципу Астеи, нужно в отношении других придерживаться такой линии поведения, когда имеет место справедливость. Всё должно распределяться по заслугам: не меньше, чем заслужено, но и не более того. Если вы получили от другого человека какое-либо благо, необходимо отблагодарить его соответственно.

Любые мечтания о том, какими благами мы могли бы обладать, также приводят к нарушению этого принципа «Ямы». Астея предполагает отсутствие желаний чего-либо сверх того, что есть в наличии. Мечты и грёзы ведут к колоссальным затратам энергии.

То, что не принадлежит реальности, что не было проявлено в мире, мы пытаемся реализовать хотя бы в мечтах. Таким образом, мы формируем ложную реальность. И опять же воруем у самих себя время и энергию, которые тратим на беЗплодные мечтания.

Не позволяйте другим использовать вас в корыстных целях. Если вы не являетесь жертвой обмана, а осознаёте истинные мотивы деяния и ничего не предпринимаете при этом, руководствуясь какими-либо личными причинами, вы невольно становитесь соучастником чужого неправедного и нечестного поступка.

То же самое касается и случаев, когда вы намеренно не препятствуете происходящему у вас на глазах воровству, например. В этом случае, поскольку это совершается в вашем присутствии, значит, на вас уже лежит ответственность за тот выбор, который вы в данной ситуации сделаете: воспрепятствуете преступнику или отойдёте в сторону, сделав вид, что вас это не касается.

За невмешательство в нарушение заповеди астеи также придётся нести ответ перед кармой в своё время.

P. S.

Какова же причина нарушения принципа астеи? Неудовлетворённость

Как практиковать? Не стремитесь обогатиться или улучшить своё материальное положение за счёт других. Не желайте сверх того, что имеете.

А главное — необходимо помнить, что все вещи, которые у нас есть, даны нам лишь во временное пользование, и мы не являемся их полноправными владельцами.

Благо ищите внутри себя — в духе, ни на что внешнее не полагаясь, ибо оно изменчиво и подвержено различным случайностям жизненного потока, а значит — это непрочное основание для нашего счастья.

Источник: https://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/asteya/

Послание 56

Астея в йоге - запрет на кражу и стяжательство

40 Далберг Роуд, Лондон, 26 мая 2003

Садхана Пада

Жить, практикуя, без желания что-либо получить (взамен) (садхана) – второй шаг

2.1 тапаХ-сваадхйаайа-иищвара-праНидхаанаани крийаа-йогаХ

Крия йога – постижение (пранидхана) единства (Ишвара) посредством медитации на (деятельность) эго-ума (свадхьяя) и сжигания всей обусловленности (тапас), с помощью определенных практик.

2.2 самаадхи-бхаавана-артхаХ клеща-тануу-караНа-артхащ ча

Она (крия йога) ослабляет конфликт и развивает равностность (спокойствие) в поведении и чувствах (эмоциях) (самадхи бхавана).

2.3 авидйаа-асмитаа-раага-двеша-абхинивещааХ клещааХ

Потворство (абхинивеша) себе в нижеперечисленном – коренная причина страдания (клеша):

  1. неспособность учиться (авидья);
  2. отождествление себя с «я» и эго (асмита);
  3. привязанности (рага);
  4. отвращения (двеша).

2.4 авидйаа кшетрам уттарешааМ прасупта-тану-виччхинна-удаарааНаам

Неспособность учиться (авидья) – это неспособность видеть «то, что есть». Авидья может быть едва различима (тану), может выглядеть спящей (прасупта), просыпаться иногда (виччхина) или присутствовать всегда (ударана).

2.5 анитйа-ащучи-дуХкха-анаатмасу нитйа-щучи-сукха-аатма-кхйаатир-авидйаа

(I) Авидья – отсутствие понимания «того, что есть». Авидья – иллюзия (заблуждение), в силу которого эфемерное выглядит вечным, профанное кажется священным, страдание – удовольствием, невежество относительно своего истинного Я – знанием себя.

2.6 дрьг-дарщана-щактйор-екаатматаа-ива-асмитаа

(II) Противопоставление вечного Я (атма) и эго (асмита) происходит вследствие отделения наблюдателя от наблюдаемого (дриг-даршана).

2.7 сукха-анущайии раагаХ

(III) Погоня за удовольствием ведет к привязанности (рага).

2.8 дуХкха-анущайии двешаХ

(IV) Страдание – следствие отвращения и враждебности (двеша).

2.9 сва-раса-ваахии видушо-'пи татхаа-рууДхо 'бхинивещаХ

(V) Потакание себе в отождествлении себя с личным «Я» и Эго (свараса-вахи) поддерживается обусловленностью и культурным программированием, и преобладает даже в знающих (видуша апи).

2.10 те прати-прасава-хейааХ суукщмааХ

Тонкое (психологическое) страдание уменьшается с помощью внутреннего наблюдения/рефлексии (пратипрасавах).

2.11 дхйаана-хейаас-тад-врьттайаХ

Ментальное страдание может быть уменьшено с помощью медитативного осознания.

2.12 клеща-муулаХ карма-аащайо дрьшТа-адрьшТа-джанма-веданиийаХ

Коренная причина страдания – резервуар обусловленности (карма), вольно ли невольно собранный с рождения.

2.13 сати мууле тад-випаако джаати-аайур-бхогааХ
Существование этого корня (этого резервуара обусловленности) дает начало водовороту жизненных тягот и трагедий.
2.14 те хлаада-паритаапа-пхалааХ пуНйа-апуНйа-хетутваат

А результатом (этого вихря) становятся удовольствие и страдание, добродетель и порок.

2.15 париНаама-таапа-саМскаара-дуХкхаир-гуНа-врьтти-виродхаач ча дуХкхамева сарваМ вивекинаХ

Для того, кто понимает (вивекина), удовольствие и страдание одинаково болезненны. Они – следствие отпечатков (впечатлений) и внешних воздействий (самскар), усилий, проистекающий из тенденций и привычных склонностей (гун), из (деятельности) ума и его бесконечного упорства в двойственности и противопоставлениях (виродха), – все это ведет лишь к страданию.

2.16 хейаМ дуХкхам анаагатам

Страдание, которое еще не наступило, может быть уменьшено или его можно избежать.

2.17 драшТрь-дрьщйайоХ саМйого хейа-хетуХ

Это становится возможным через слияние наблюдателя и объекта наблюдения.

2.18 пракааща-крийаа-стхити-щиилаМ бхуута-индрийа-аатмакаМ бхога-апаварга-артхаМдрьщйам

Чистое наблюдение (дришья) ведет к восприятию, объединяющему материю и органы чувств (бхуута-индрийа-аатмака). Его целью является освобождение от накопленного опыта (бхога-апаварга-артха) и установленность в совершенном порядке просветленного действия.

2.19 вищеша-авищеша-лингга-маатра-аалинггаани гуНа-парвааНи

В описании характерных черт и привычных склонностей (гун) есть четыре стадии, – от характеризующейся глубокой мудростью (вишеша т. е. гунатит), к обладающей меньшей глубиной (авишеша т. е. сатва), затем к содержащей лишь следы мудрости (лингаматра т. е. раджас), и к совсем лишенной мудрости (алинга т. е. тамас).

2.20 драшТаа дрьщи-маатраХ щуддхо 'пи пратйайа-анупащйаХ

Истинный наблюдающий (не-ум) – есть лишь чистое наблюдение, не загрязненное разделяющим наблюдателем (умом). Чистое наблюдение – это проницательное видение посредством прямого восприятия (прятьяя).

2.21 тад-артха ева дрьщйасйа-аатмаа

Целью чистого наблюдении является растворение разделяющего наблюдателя и появление вечного наблюдающего.

2.22 крьта-артхаМ прати нашТам апи-анашТаМ тад-анйа-саадхаараНатваат

Проблеск Иного (критартха) разрушает все, хотя никакие из обычных когнитивных функций не нарушаются (аньясадхаранатват).

2.23 сва-сваами-щактйоХ сваруупа-упалабдхи-хетуХ саМйогаХ
Целью слияние разделяющего наблюдателя (сва) и истинного наблюдающего (свами) является бытие в естественном состоянии (сва-рупопалабдхи).
2.24 тасйа хетур-авидйаа

Это слияние заблокировано из-за недостатка внутреннего осознания (авидья).

2.25 тад-абхааваат саМйога-абхааво хаанаМ тад-дрьщеХ каивалйам

Несвобода (хана) происходит вследствие отсутствия вышеупомянутого слияния, причина которого в недостатке осознания «Иного», тогда как лишь Его проблеск – освобождение (кайвалья).

2.26 вивека-кхйаатир-авиплаваа хаана-упаайаХ

Различение, бодрствование и непоколебимость (устойчивость) – средства, позволяющие избегнуть несвободы.

2.27 тасйа саптадхаа праанта-бхуумиХ праджньаа

Существует семь ступеней на пути к мудрости – Разуму (т.е. Пуруше).

2.28 йога-ангга-анушTхаанаад ащуддхи-кшайе джньаана-дииптир аа-вивека-кхйаатеХ

Эти ступени таковы:

  1. жизнь в Йоге;
  2. ритуал (восхваление);
  3. уменьшение нечистоты (ментальные и физические загрязнения);
  4. проницательное знание;
  5. сияние;
  6. различение;
  7. бодрствование.

2.29 йама-нийама-аасана-прааНаайаама-пратйаахаара-дхаараНаа-дхйаана-самаадхайо 'шТааваанггаани

Йога как образ жизни включает в себя 8 аспектов:

  1. яма: правила относительно поведения;
  2. нияма: этические предписания;
  3. асана: положение тела (сидячее неподвижное);
  4. пранаяма: правила относительно дыхания;
  5. пратьяхара: отстраненность (безучастность);
  6. дхарана: проблески Всеобщего Разума (Чайтанья);
  7. дхьяна: медитация без (вмешательства) деятельности ума;
  8. самадхи: устойчивость в спокойствии, не в состоянии интоксикации, не в коматозном состоянии; но в состоянии неуязвимом для ментальных проблем (самадхана).

2.30 ахиМсаа-сатйа-астейа-брахмачарйа-апариграхаа йамааХ

Пять ям:

  1. преданность правде (сатья);
  2. воздержание от чрезмерного потворства или пристрастия (астея);
  3. запрет на воровство и стяжательство (апариграха);
  4. отсутствие злобности и враждебности, т.е. ненасилие (ахимса);
  5. воздержание от чрезмерной привязанности к удовольствию и от сексуальной распущенности(брахмачарья).

2.31 джаати-деща-каала-самайа-анаваччхиннааХ саарва-бхаумаа махаавратам

Независимо от рождения, места и обстоятельств, ямы – важнейшие обязательства (махаврата).

2.32 щауча-саМтоша-тапаХ-сваадхйаайа-иищвара-праНидхаанаани нийамааХ

Пять ниям следующие:

  1. чистота (шауча);
  2. удовлетворенность (сантоша);
  3. сдержанность (контроль) и аскетизм (тапас или дама);
  4. оставление заимствованных знаний, чтобы быть доступным Знанию (путей) эго (личного «Я»)(свадхьяя или дана);
  5. восприятие целостности (единства) и сострадание ко всему (Ишвара пранидхана или дайа).

2.33 витарка-баадхане пратипакща-бхааванам

Бытие в ловушке аргументативного (склонного к спору) сознания ведет к конфликту и порождает врагов.

2.34 витаркаа хиМсаадайаХ крьта-каарита-анумодитаа лобха-кродха-моха-пуурвакаа мрьду-мадхйа-адхимаатраа дуХкха-аджньаана-ананта-пхалаа ити пратипакща-бхааванам

Спор, жадность, гнев, заблуждение (иллюзия) и жестокость (применение силы), в любой степени – слабой, средней или неистовой (происходящие с твоего одобрения (позволения), совершаемые тобой самим, или спровоцированные тобой (совершаемые «чужими руками»), – все они ведут к безмерному страданию, невежеству и враждебности.

2.35 ахиМсаа-пратишTхаайааМ тат-саннидхау ваира-тйаагаХ

Вблизи того, кто установлен в ненасилии, враждебность заканчивается.

2.36 сатйа-пратишTхаайааМ крийаа-пхала-аащрайатвам

Последствия действий того, кто предан правде, формируют хорошее основание для правильной (праведной) жизни.

2.37 астейа-пратишTхаайааМ сарва-ратна-упастхаанам

Все драгоценности земного бытия доступны тому, кто установлен в непривязанности (бесстрастии).

2.38 брахмачарйа-пратишTхаайааМ виирйа-лаабхаХ

Неукротимая энергия достигается тем, кто установлен «небо-подобном» сознании (брахмачарье).

2.39 апариграха-стхаирйе джанма-катхаМтаа-саМбодхаХ

Тому, кто непоколебимо тверд в нестяжательстве, доступно высочайшее знание, ведущее к постижению загадки рождения и смерти.

2.40 щаучаат сва-ангга-джугупсаа параир-асаМсаргаХ

Чистота во всем ведет к свободе от отождествления себя с телом и от привязанности к другим телам.

2.41 саттва-щуддхи-сауманасйа-екаагрйа-индрийа-джайа-аатма-дарщана-йогйатваани ча
Чистое бытие (скорее чем попытки стать кем-то или чем-то) ведет к спокойствию (опирающемуся на равностное отношение), к свободе от помрачения рассудка и погони за наслаждениями, и к проблескам вечного (настоящего) себя.
2.42 саМтошаад ануттамаХ сукха-лаабхаХ

Удовлетворенность (отсутствие желаний) порождает высочайшее счастье.

2.43 каайа-индрийа-сиддхир-ащуддхи-кщайаат тапасаХ

Аскетичная жизнь и контроль являются причиной исчезновения дисгармонии в конструкции ум-тело и рождают совершенство.

2.44 сваадхйаайаад ишТа-деватаа-саМпрайогаХ

Медитация на природе эго (личного «Я») ведет к его растворению в благословленном и святом.

2.45 самаадхи-сиддхир-иищварапраНидхаанаат

Бытие установленное в непоколебимом покое – совершенство. Тогда (только) начинается целостное восприятие.

2.46 стхира-сукхам аасанам

Неподвижность и устойчивость возможны только тогда, когда положение тела удобно.

2.47 прайатна-щаитхилйа-ананта-самаапаттибхйаам

Абсолютная бесконечная свобода (ананта) – это избавление от ожиданий и усилий (праятна). Это значит быть равно индифферентным (беспристрастным).

2.48 тато двандва-анабхигхаатаХ

Тогда конфликт и возбуждение не оставляют никакого следа.

2.49 тасмин сати щвааса-пращваасайор-гати-виччхедаХ прааНаайаамаХ

Затем укрепи эту свободу от ума, практикуя пранаяму. Это вдох и выдох с паузой в промежутке (перенесение процесса внутрь).

2.50 баахйа-аабхйантара-стамбха-врьттиХ деща-каала-саМкхйаабхиХ паридрьшТо дииргха-суукшмаХ

Состояние здоровья и возраст тела определяют продолжительность, интенсивность, и частоту пранаямы. Пранаяма может быть описана как:

  • внутренняя;
  • внешняя (анулома-вилома-вастрика);
  • задержка (стамбха или кумбхака).

Или она может происходить циклами (врити), состоящими из вдоха, задержки и выдоха.

2.52 татаХ кшиийате пракааща-аавараНам

Другой вид пранаямы касается наблюдения внешних воздействий и условных рефлексов в ритме с дыханием, и, таким образом, преодоление этих влияний и рефлексов (обусловленности) (это называется аджападжапа или анапанасати).

2.53 дхаараНаасу ча йогйатаа манасаХ

Разделяющее сознание становится тогда готовым увидеть то, что поддерживает всю жизнь.

2.54 сва-вишайа-асаМпрайоге читтасйа сваруупа-анукаара ива-индрийааНааМ пратйаахаараХ

Отстраненность (пратьяхара) подразумевает (необходимость) избегать участия в эгоистичной деятельности и ментального пристрастия (анукара) к приятному (индрияна).

2.55 татаХ парамаа ващйата-индрийааНаам
После этого наступает высшее господство над привязанностью к удовольствию и отвращением к неприятному (умом).

Источник: http://www.DynasticLineage.info/poslanie-56.html

Яма Первая ступень классической йоги – энциклопедия йоги и аюрведы

Астея в йоге - запрет на кражу и стяжательство

В Аштанга-Йоге (она же “Восьмиступенчатый путь”) “Ямой” называют самую первую ступень, через которую прокладывается дорога к просветлению. Она, в свою очередь, состоит из пяти принципов, о каждом из которых будет рассказано ниже.

Ахимса

Самый главный ее принцип — это Ахимса. Он является основой практики духа, а посему ее соблюдение не должно ограничиваться только одними мыслями. Человеку также нужно внимательно следить за тем что он говорит и делает.

Этот принцип подразумевает ненасилие. Сердце по своей природе является благожелательным, вернуться к такому природному состоянию можно только после того, как человек выгонит из своей души желание притеснения других живых существ и перестанет использовать их в корыстных целях.

Ахимса предполагает соблюдение принципа безвредности не только по отношению к живым существам, но и к окружающему миру. Все, что находится вокруг нас пронизано божественной энергией, что делает, даже казалось бы неодушевленные предметы, тоже в некотором смысле живыми.

Однако, при определенных ситуациях, например, в период войны, Ахимса разрешает насильственные действия. Но человек должен полностью отдавать себе отчет в том, что он делает и нарушать предписанные Ахимсой законы только в целях предотвращения большего зла.

После того, как ученик познает первый принцип, он сможет снять внутреннее напряжение, и как следствие этого обретет гармонию, которую хочет найти в духовной практике.

Сатья

Второй принцип Ямы — это Сатья. Он наставляет практикующего воспринимать себя самого и все, что окружает таким каким оно есть. Также, Сатья подразумевает отказ от лжи. Благодаря тому, что человек перестанет лгать самому себе и окружающим, он сможет развить свои ментальные силы в такой степени, что произнесенное им сможет без труда воплотиться в реальность.

Истина — это высшая степень благодетельности. Человек, желающий достичь покоя в своей душе, должен следить за тем, чтобы его слова и поступки были в согласии друг с другом.

Практикующему нужно научиться воздерживаться от обмана и самообмана, а также стать беспристрастным. Данный принцип очень много значит для медитации, так как в трансовом состоянии неподготовленный человек может легко поверить в галлюцинацию или подвергнуться самообману.

Правда несет в мир свет и добро, именно поэтому Сатья — это принцип, который как никакой другой воссоединяет человека с Богом.

Астея

Третий принцип Ямы предполагает освобождение человека от жадности и от желания иметь что-то, принадлежащие другим людям, будь то вещи или заслуги.

Самая главная причина того, почему человек совершает хищения заключается в неукротимом желании обладать чем-либо.

В связи с этим, для того, чтобы освоить Астею человек должен не только обуздать свои желания, но еще и избавиться от привязанности к собственным достижениям.

Если человек сможет принять идею не обладания тем, что он не заслуживает, то тогда он сумеет найти покой в своей душе и научиться быть в полной мере удовлетворенным тем, чего сумел добиться сам. Брахмачарьи

Четвертая Яма предполагает свободу от чувственных соблазнов. Нарушением предписаний Брахмачарьи являются: похоть, развязное поведение и желание находиться в компании, где присутствуют только лица другого пола.

Если более широко охватить данный принцип, то можно увидеть, что он распространяется абсолютно на все вещи, которые могут вызвать у человека желание физических удовольствий. Поэтому, Брахмачарьи — принцип, суть которого в необходимости сдерживания естественных потребностей, которые многие люди не в силах контролировать из-за собственной невежественности.

Для того, чтобы усвоить Брахмачарью необходимо не только воздерживаться от чувственных страстей, но и практиковать медитацию.

Апариграха

Последний принцип — предполагающий непринятие даров и благодеяний. От них следует отказываться так как, согласно индийской философии, они несут в себе все пороки дарителя, в результате чего образуется кармический долг.

Человек, который все глубже и глубже познает Апариграху, начинает понимать, что у него нет никакой собственности, а все что он имеет или делает — это дар Бога. В результате постижения этого последнего принципа Ямы ученик обретет память о своих прошлых жизнях.

Благодаря Апариграхе можно избавиться от горя утры, побороть боязнь и перестать беспокоиться о том, что тебе принадлежит.

Источник: https://dayoga.ru/knowledge/vse_o_yoge/stupeni_yogi/yama_pervaya_stupen_klassicheskoy_yogi

Базовые принципы Йоги – Яма и Нияма

Астея в йоге - запрет на кражу и стяжательство

Мудрец Патанджали в древности сформировал восемь основополагающих принципов, на которых должно базироваться познание самого себя посредством Йоги. Он также называл это поиском души.

Большинство людей впервые начинают знакомство с Йогой с Асаны – третей ступени, что является неверным с точки зрения мудреца.

Прежде чем подвергать свое тело и сознание воздействию Асаны, будущим йогинам следует понять и принять принциы первых двух ступеней:

  • Яма – соблюдение всеобщих моральных заповедей.
  • Нияма – внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину.

ЯМА

Под Ямой понимают соблюдение индивидуумом всеобщих моральных заповедей.

Эти моральные заповеди, или этические принципы, носят универсальный характер, следовать им необходимо любому человеку независимо от пола, возраста, национальности.

Несмотря на то, что они были сформулированы более двух тысяч лет назад, их назначение в наше время и в нашем обществе чрезвычайно велико.

    В Яму входят следующие принципы:

  • Ахимса – непричинение вреда;
  • Сатья – правдивость;
  • Астея – отсутствие стремления к обладанию чужим;
  • Апариграха – неприятие даров, или свобода от ненужных вещей;
  • Брахмачарья – контроль над половым влечением.

Социальную значимость этих правил трудно переоценить. Их нарушение ведет к насилию, лжи, воровству, жадности, беспутству, сеет горе и страдание, в то время как соблюдение принципов Ямы приводит ученика к гармонии.

О любом человеке, следующем заповедям Ямы, окружающие скажут – это хороший человек. Йогин, утвердившийся в Яме, открывает для себя новую радость- радость доброжелательности, которая сильнее и постояннее удовольствий злорадства и обладания.

Йогин тем самым поднимается на новую ступень в своем духовном развитии.

Можно многие годы делать йоговские упражнения, многое знать и уметь, но если правила Ямы не стали неотъемлемой частью человека, то все выполняемое превращается в лучшем случае в гимнастику и никак не может считаться Йогой. В Индии неуклонное следование Яме является обязательной составной частью ученичества.

Брахмачарья

Брахмачарья переводится как безбрачие, религиозные занятия, воздержание. Однако понятие Брахмачарья – это скорее состояние ума и духа. Правильнее сказать, что это контроль над влечениями.

И холостяк, и семьянин могут одинаково заниматься йогой. Более того, все законы морали рекомендуют женитьбу. Многие йоги и мудрецы древней Индии были женатыми и имели семьи.

Они не уклонялись от социальной и моральной ответственности.

Брахмачарья запрещает беспутство, и с этим нельзя не согласиться. Соблюдение этого принципа дает запас жизненных сил, энергию, сильный интеллект. Брахмачарья – дорога мудрости.

НИЯМА

Эти индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие занимающегося. В Йога Сутрах выделены пять Ниям:

  • Шауча – чистота;
  • Сантоша– удовлетворенность;
  • Тапас – рвение и строгость;
  • Свадхиайя – самообразование или познание своей души;
  • Ишвара Пранидхана – преданность высшим идеалам.

Шауча

Под Шаучей понимают чистоту тела и чистоту души. Чистота внешних покровов тела поддерживается омовениями, ношением чистой одежды и поддержанием жилища в чистоте и порядке.

Гигиена некоторых внутренних поверхностей: полости рта, желудочно-кишечного тракта, носовых ходов и т.д.- осуществляется с помощью специальных процедур. Асаны и пранаямы поддерживают физическое и отчасти психическое здоровье, что также входит в понятие «чистота».

Но главное значение Йога придает нравственному очищению. Это прежде всего устранение отрицательных эмоций: ненависти, гнева, страха, алчности, гордыни, страсти, вожделения. Отсутствие отрицательных эмоций способствует контролю над дурными мыслями.

Такое очищение устраняет умственные страдания: уныние, печаль, дает доброжелательность и внутреннюю радость.

Большое значение придается чистоте речи. Это и соблюдение произносительных норм языка, и хорошая дикция, и нравственность высказываний.

В один ряд с категориями чистоты тела, мыслей и речи Йога ставит чистоту пищи. Здесь важны способы, которым добывается пища, характер пищи и цель ее употребления.

Йоги не едят ни слишком много, ни слишком мало, а ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизнедеятельности.

Привычка же есть ради удовольствия, ослабляет волю, препятствует духовному развитию и разрушает организм.

В литературе по Йоге некоторые авторы настаивают на вегетарианской диете. С этим трудно согласиться. До 20 лет смешанное питание весьма желательно для полноценного развития, особенно в условиях нашего климата. В дальнейшем йогин переходит на чисто вегетарианскую пищу, только если почувствует в том необходимость.

Сантоша

Сантоша – это удовлетворенность, другими словами,- поддержание постоянного положительного эмоционального фона. Для йогина это естественное состояние, поскольку он не ощущает ни в чем недостатка.

Сантоша не допускает конфликтов, точнее, предписывает исключить саму возможность их зарождения. В конфликтной ситуации йогин всегда ищет собственные промахи и если не в силах изменить положение вещей, изменяет свое отношение к нему.

На определенной стадии конфликты становятся просто невозможными.

Тапас

Дословно Тапас означает быть снедаемым огнем, пламенеть или испытывать боль, что означает непреклонное стремление к цели через самоограничения, борьбу со своими пороками, суровую дисциплину. Практика Тапаса – это кузница характера. Только с помощью железной воли йогин приобретает силу тела и ума, мужество и мудрость.

Непременное условие успешного продвижения вперед – наличие достойной цели. Существование без цели теряет смысл, способствует развитию лености и других дурных наклонностей.

Жизнь – это движение, и только имея твердый ориентир, можно оценить свои успехи, т.е. ощутить это движение. С другой стороны, для достижения желаемого необходимо прикладывать определенные усилия.

Именно Тапас делает возможным любое продвижение.

Свадхиайя

Свадхиайя значит самообразование. Это философские размышления, беседы, чтения, способствующие осознанию смысла жизни и пути к самосовершенствованию.

Интересно, что Свадхиайя предполагает изучение всех доступных знаний о различных философских системах, религиях, воззрениях. Это необходимо для твердого определения своей жизненной позиции. Утвердившись в Свадхиайе, йогин получает неисчерпаемое поле деятельности.

Ишвара Пранидхана

Под Ишвара Пранидханой понимают посвящение йогином всех своих действий и воли той Высшей Цели, которую он осознал, практику Свадхиайи. Для разных людей эта цель будет неодинаковой, но дорога к ней всегда учит любви и мудрости и ведет к совершенству. Учителем при этом выступает сама жизнь.

Источник: http://YogaTrain.ru/mobsty.php?sty_id=108

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.