Диалектика души. Взгляд психолога

Диалектика души – это что такое?

Диалектика души. Взгляд психолога
Искусство и развлечения 3 мая 2018

Диалектика души – это в литературе средство, позволяющие в развернутом виде увидеть развитие персонажа. Автор, умеющий описать внешний мир через переживания и размышления героев, достиг настоящего профессионализма.

Таким автором был Лев Николаевич Толстой. Его романы стали каноном психологизма в литературе.

Диалектика души – это все о персонаже

Диалектика – это философское понятие, которое означает изменения посредством взаимодействия 2 начал, противоположных друг другу.

Если говорить о литературных героях, то их развитие как личностей – ключевой момент в любом произведении. То ли в рассказе, то ли в поэме.

Так как именно внутренний мир героя трогает читателя, заставляет последнего сочувствовать выдуманному персонажу или порицать его.

Как мы помним из курса литературы, в произведении есть герой и повествователь. И последний является индивидуальностью со своими личными воззрениями.

Главный герой произведения и сюжет тесно взаимосвязаны. Чтобы подтолкнуть события в придуманном мире в нужном направлении, нужно изменить строй мыслей и состояние души персонажа. Тогда развитие внешних событий будет естественным. Поэтому начинающий писатель обязан изучать методы, с помощью которых литературный персонаж проходит этапы развития, либо же, наоборот, этапы деградации личности.

Значение диалектики в романе

Понятие диалектика души ввел теоретик литературы Николай Чернышевский. Именно так он обозначил присущую Льву Толстому способность объяснять характер через динамику сюжета.

Через внутреннее состояние своего героя, которое изменяется от одной сцены к другой, можно увидеть, насколько многогранна личность описываемого. Как положительные, так и негативные герои в самых разных жанрах литературы должны развиваться.

Читателю не интересны статические персонажи, которые не способны изменяться.

Негативный герой может вызывать симпатию внезапной переменой мышления, осознав свои поступки в прошлом, или сильный герой ломается внутренне. Всю эту динамику противоречий писатель должен максимально раскрыть.

Диалектика в эпопее “Война и мир”

Толстой блистательно передал войну 1812 года через мысли и переживания своих героев. Именно через переживания Андрея, Наташи Ростовой, Николая и Пьера раскрывается глубокое противоречие между радостями жизни и потерями войны.

Для Льва Николаевича было крайне важно раскрыть глубину человека в произведении. Он различал в человеке его истинную нравственную сущность, все то наносное, что привносит светское общество в характер личности.

Диалектика души в романе “Война и мир” занимает чуть ли не центральное место. Описание природы, неба над Аустерлицем и военных переговоров – все раскрывается читателю через призму состояний души действующих лиц.

Примеры развития через противоречия

Что же такое диалектика души? Примеры можно найти на страницах томов “Войны и Мира”. Персонаж Андрей Болконский прошел наиболее глубокое развитие. Толстой провел своего героя через потери и разочарования, чтобы читатель увидел, как постепенно гордый молодой человек стал умудренным военным и житейским опытом зрелым человеком.

Писатель хотел, чтобы читатель увидел, насколько противоречивыми могут быть мысли и чувства в одном человеке, и как он справляется с этим. Духовные метания героев, диалектика души в романе “Война и мир” приводит к значительным трансформациям внутренней психологии героев.

Сначала Болконский показывается нам тщеславным человеком. Но пройдя через ранение, испытав душевный кризис, герой становится более человечным, мягким и умиротворенным внутри.

Через внутренние переломы проходит и графиня Марья, и Николай Ростов. Каждый из героев находит свою новую судьбу. А вот князь Андрей ищет счастье во внутреннем спокойствии, его последнее испытание стало роковым. Он принимает после очередного ранения Бога, исповедуется и умирает.

Своих героев Толстой намеренно ставит в сложные ситуации, которые изменяют в корне их мысли и духовные устремления. Например, Пьер Безухов. Когда он попадает в плен, его личность изменяется до неузнаваемости. В условиях плена он общается с простым народом, пересматривает свои личные усмотрения и попадает домой уже более духовно сильным, нравственно более чистым человеком.

Трилогия Толстого

В трилогии “Детство”,”Отрочество” и “Юность” писатель старается показать тяжелый путь, который нужно пройти, чтобы стать настоящей личностью. Герой Иртеньев медленно, шаг за шагом, проходит все этапы взросления и социализации. Анализ своей личности, сравнения и духовные поиски – все это крутится хаотическим потоком в душе героя, заставляя его страдать и познавать жизнь.

В повести “Юность” Толстой во многом описывал свои переживания. Диалектика как метод здесь максимально точна. И писатель подчеркивает, что без постоянной внутренней борьбы человек не станет ни нравственным, ни великим.

Роман “Анна Каренина”

В наиболее драматичном романе Толстой также использует метод диалектики души. Это тоже очень сильное произведение, раскрывающее человеческий нравственный мир. В “Анне Карениной” личность героини показывается очень глубоко.

Вся накаленная ситуация, которая ставит ее перед выбором – муж, положение или любовь – отзывается в ней гигантским нравственным кризисом. Аристократическая среда ее изгоняет, совесть и желание счастья вне брака раскалывают ее. Это внутренний кризис ломает героиню.

Здесь происходит не диалектическое развитие, а диалектическое падение, надлом и отчаяние в жизни.

Моральную своеобразную перестройку проходит и Вронский. Раскрытию характера Графа Вронского Толстой уделил меньше внимания.

Этот герой до встречи с Анной полностью доволен своим высоким положением и успехом в обществе. Но любовь меняет его еще юношеские взгляды на жизнь.

Он разрушается изнутри из-за любви, становится опустошенным, хотя настоящая любовь должна окрылять, а не опускать на дно душу.

Методы диалектики у Толстого

Благодаря нескольким хорошо продуманным методам, Толстому удается сделать внутренний мир своих героев настолько красочным, глубоким, многогранным, что они кажутся реальными людьми. Писатель раскрывает эти миры через внутренние монологи, сны, размышления.

Очень важными для сюжета здесь оказываются страницы из дневников в “Войне и мире”. Например, нам многое рассказывает дневник графини Марьи. Также дневник ведет Пьер, когда увлекается масонскими идеями. Причем все размышления не оторваны от окружающей персонажа действительности. Толстой создает гармонию между внутренним и внешним миром героя.

Заключение

Диалектика души – это главный метод раскрытия внутреннего мира героев во всех произведениях Льва Толстого. Именно в таких роковых внутренних кризисах раскрывается истинная сущность персонажа, и писатель намекает на то, что именно в раскрытии этой сущности он и видит смысл существования.

И в огромных по объему романах, и в повести “Юность”, Толстой безупречно вырисовывает нам образы своих героев через описания их собственных переживаний, через внутреннее и сокровенное. Лев Толстой был хорошим психологом, умеющим показать в динамике все “пласты” души через своих героев.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/275128/

Диалектика души в романе Война и мир

Диалектика души. Взгляд психолога

Диалектика души – это один из терминов, употребляемых в литературоведении. При его упоминании чаще всего речь идет о художественных образах, которые даны писателем в их развитии и внутренних противоречиях и рассмотрены им наиболее детально. Особенно ярко диалектика души героев представлена у великого русского писателя Л. Н. Толстого.

Искусство рассуждения

Прежде чем разобраться в значении рассматриваемого нами объекта, целесообразным будет определиться с толкованием термина «диалектика». Он пришел к нам из Древней Греции и в переводе означает «искусство вести спор, умение рассуждать».

Так назывался один из философских методов – метод аргументации, а еще и способ, форма теоретического мышления, призванные исследовать те противоречия, что обнаруживаются в самом содержании этого мышления.

Этот метод следует из «Диалогов» Платона, где два или больше участников, имеющих различные мнения, стремятся найти истину, обмениваясь своими мыслями. В результате происходит движение вперед, развитие, и «в споре рождается истина».

Далее перейдем к рассмотрению понятия «диалектика души».

В художественном произведении

В литературоведении диалектика души – это понятие, с помощью которого обозначают воспроизводимые в произведении в деталях процессы: сначала зарождения, а затем и формирования у героев:

  • мыслей;
  • чувств;
  • настроений;
  • ощущений;
  • их взаимодействия;
  • изменения;
  • развития одних из других.

А также это понятие включает в себя и описание самого психического процесса, показ его форм и закономерностей. Например, как любовь перерастает в ненависть или же любовь развивается из симпатии. Яркими примерами является диалектика души в романе «Война и мир» Л. Толстого, которая отражается во внутренних монологах Пьера Безухова, Андрея Болконского, Николая Ростова.

Рассматриваемый нам термин был введен Н. Г. Чернышевским, когда он писал рецензию на повести Л. Н. Толстого “Детство”, “Отрочество” и “Военные рассказы”, опубликованные в журнале «Современник».

Диалектика души у Толстого

Герои произведений Льва Толстого – люди сложные, интересные, наполненные противоречиями. Автор не просто описывает их в определенные моменты жизни, он показывает развитие их судеб, характеров, личности. Именно этот принцип писателя и называют в литературе диалектикой души.

Создавая образы героев, автор рассматривал восприятие ими происходящего в мире через призму нравственных ценностей. При этом герои близки ему, так как в произведениях чувствуется его собственный нравственный и духовный поиск, стремление к самосовершенствованию.

Тонкий психологизм

У Л. Толстого диалектика души находит отражение и в оригинальности выбираемых им средств изобразительного психологизма, являвшихся новаторскими для русской литературы того времени.

Эти приемы не потеряли актуальности и в наши дни.

Они вызывают восхищение глубиной психологического анализа и описания влияния событий на изменение личности героев, будь то их нравственное падение или возвышение.

Например, писатель использовал внутренние монологи героев, как бы подслушивая их мысли, как в описании монолога князя Андрея под аустерлицким небом.

Изображая неожиданные повороты в судьбах, автор раскрывал новые глубины в их душах через восприятие самих героев.

Иллюстрацией к этому является влюбленность Наташи Ростовой в Анатоля Курагина или духовное перерождение Пьера Безухова, побывавшего в плену у французов.

Толстым также использовались и сновидения, с помощью которых он старался донести детализированные впечатления Пьера, получаемые им от окружающего мира, показать, на чем именно заостряется его внимание.

Через страдания и борьбу

Диалектика души в романе «Война и мир» раскрывается и через изменение героев, через их духовный рост, который происходит в процессе внутренней борьбы и страданий. Им сопутствуют радости, горести, разочарования, взлеты и падения. То есть автор показывает героев в непростые для них минуты жизни, тем самым раскрывая все стороны их личности, в том числе и неприглядные.

Через страдания проходят все главные герои бессмертной эпопеи Толстого, каждый по-своему, с присущими каждому из них взглядами на жизнь, привычками, нравственными установками, классовыми предрассудками, отношением к миру и окружающим.

То есть образы писателем прописываются не поверхностно, а воспринимаются как реально существовавшие люди, которым сопереживаешь, с которыми вместе радуешься, набираешься жизненного опыта и открываешь для себя что-то новое.

Наивный юноша

Особенно ярко диалектика души в романе «Война и мир» просматривается через изображение развития одного из главных героев – Пьера Безухова.

Автор знакомит нас с ним в самом начале произведения как с одним из посетителей модного салона Анны Шерер.

По мнению экспертов, образ Пьера весьма близок Толстому в плане того, что через него выражены многие важные мысли и направления духовных исканий автора.

Жизнь и характер Пьера, как князя Андрея и Наташи, изображены в динамике, то есть в непрекращающемся развитии. Толстым делается акцент на почти детской доверчивости, доброте, искренности и чистоте мыслей юного Безухова. Сначала он без сопротивления и даже с удовольствием идет на поводу у окружающих, подчиняется им, наивно веря в их благосклонность и доброжелательность.

Так он попадает в сети князя Василия и становится добычей для масонов. Всех их привлекает в Пьере его большое состояние. По словам автора, повиновение для молодого человека было не то что добродетелью, а воспринималось им как истинное счастье.

От великого человека до антихриста

Одним из заблуждений молодого Пьера являлось его увлечение Наполеоном Бонапартом, стремление подражать ему. Сначала он восторгается французом, называя его великим человеком, защитником революционных завоеваний, представляет себя в роли благодетеля, а в будущем и освободителя крестьян.

Затем, в 1812 году, он хочет уже избавить всех от Бонапарта, называя его антихристом. Стремление героя к возвышению над окружающими, пусть и во имя благородных целей, в итоге загоняет его в духовный тупик.

Здесь автор на примере молодого человека подводит читателя к мысли о том, что несостоятельными являются и слепое повиновение воле других, и такой взгляд на жизнь, который признает за одними безусловное право повелевать, а за остальными – обязанность находиться у них в подчинении.

Ценность «негероической» жизни

Молодой Безухов выступает в романе в качестве представителя интеллектуальной элиты российских дворян.

Он с презрением относится ко всему «понятному» и «близкому», то есть к повседневной жизни, лишенной глобальных идей и возвышенных устремлений.

Толстой называет это «оптическим самообманом», отчужденностью, неспособностью увидеть бесконечное и великое в простом, возможностью видеть в нем лишь мелкое, бессмысленное, житейское, ограниченное.

Здесь у Толстого диалектика души героя отражена в духовном прозрении Пьера. Ему удалось постичь ценность обыденной, «негероической» жизни. После испытанных в плену унижений и увиденной изнанки отношений между людьми, после открытия им духовности в обычных русских людях, таких как Платон Каратаев, Пьер многое усвоил для себя.

Он понял наконец, что счастье находится внутри самого человека, в удовлетворении его насущных потребностей. По словам Толстого, его герой научился видеть вечное, великое и бесконечное во всем окружающем. Он бросил трубу, через которую до этого смотрел поверх голов людей.

Однако поиск истины дается Пьеру совсем не просто. Сопровождающая этот поиск нравственная напряженность в кризисные моменты еще больше усиливается. Нередко молодой человек ощущает неприятие окружающего мира, людей и самого себя.

Все видится ему отвратительным, запутанным, бессмысленным. Но за бурными приступами отчаяния следует просветление. Пьер снова глядит на мир глазами счастливого человека, который постиг мудрость и простоту человеческих отношений.

Новый Пьер

Во время пребывания в плену Безухов в первый раз испытал чувство полного единения с окружающим миром.

Снизошедшее на него просветление он ощущает и после освобождения – мироздание видится ему благоустроенным и разумным.

Автор отмечает, что теперь у героя нет никаких планов, он не имеет цели, но имеет веру, но не в слова, мысли и правила, а веру в живого Бога, которого он постоянно ощущает.

Пройденные Пьером Безуховым этапы заблуждений, разочарований, сменявших периоды духовного просветления, не рассматриваются как нравственная деградация, возвращение на более низкий уровень самосознания. Его путь – это сложная спираль, у которой каждый виток возводит героя на новый уровень духовной высоты.

Апогеем раскрытия диалектики души в романе является знакомство в его заключительных строках с новым Пьером Безуховым. Это человек, который убежден в собственной нравственной правоте, но при этом он не стоит на месте, а видит один из возможных путей своего развития и его взаимосвязь с новой, грядущей эпохой и новыми жизненными обстоятельствами.

Источник: https://www.nastroy.net/post/dialektika-dushi-v-romane-voyna-i-mir

Внутриличностный конфликт — диалектика души

Диалектика души. Взгляд психолога

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического сайта Психоаналитик-Матвеев.РФ.
Сегодня Вы узнаете, что такое внутриличностный конфликт, и как с ним справляется диалектика души — техника разговора с самим собой для выхода из психологического тупика.

Внутриличностный конфликт

Внутриличностный конфликт — это противостояние различных, чаще противоположных и противоречивых интересов, желаний и влечений человека — конфликт внутри самой личности.

Подобная внутренняя конфронтация личности заводит человека в психологический тупик, выйти из которого порой не просто.

Во время внутриличностного конфликта человек испытывает глубокие эмоционально-психологические переживания; у него снижается самооценка, временно падает интеллект, возрастает стресс; он становится нерешительным и пассивным (проявляется апатия, леность, может наступить депрессия).

Часто, в процессе внутриличностной дискуссии, как бы спора между отдельными частями личности (разными «Я»), основанного на не совпадающих принципах: принципе удовольствия (Хочу), реальности (Могу) и необходимости (Надо), человек доводит себя до невротических состояний: истерии, психастении, неврастении…(в зависимости от акцентуации характера и темперамента).

В итоге, находясь в тупике, при внутриличностном конфликте, человек не может сделать правильный выбор в жизни, или в конкретной патовой ситуации.

Поэтому, чтобы придти к внутриличностной гармонии, разрешить конфликт и выйти из психологического тупика, многим людям нужен посредник (арбитр), для примирения противоборствующих сторон личности («Я»-состояний).
Этим арбитром может быть профессиональный психолог или другой значимый, авторитетный человек (отец, наставник, тренер, учитель…).

Внутриличностный конфликт — основная психологическая проблема многих подростков и взрослых с незрелой личностью. Именно этим и пользуются преступные группировки, сектанты, лже-психотренеры, чародеи и волшебники всех мастей, вербовщики ИГИЛ, например, выступая и психологами и значимыми людьми для неокрепших душ, и втягивая их в свои утопические организации.

Диалектика души

Бессмертные произведения Л.Н. Толстого или Ф.М. Достоевского, и др. — писателей-психологов, знатоков человеческих душ — насыщены порой тягостными внутренними переживаниями и внутриличностными конфликтами героев романов.

Именно в этих классических всемирнопризнанных произведениях широко показана диалектика души русского (славянского) человека.

Прочтите и вдумайтесь, как происходит диалектика души у Пьера Безухова, героя романа Толстого «Война и мир» — отрывок:

«Хорошо бы поехать к Курагину, — подумал он. Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать.

И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова — такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного… Он поехал к Курагину.»

Анализируя ход мыслей и поступка Пьера, мы видим небольшой внутриличностный конфликт, разрешенный с помощью диалектики души, и не приведший героя в психологический тупик.

По сути, он говорил про себя и сам с собой.

Точнее, одна часть его «Я», назовем ее «Ребенок», живущий по принципу удовольствия (Хочу) противостояла (слегка конфликтовала) с другой частью «Я», назовем ее «Родитель», живущий по принципу чести, морали и нравственности (Надо), а внутренний арбитр — третья часть «Я», назовем ее «Взрослый», живущий по принципу реальности (Могу) — отсутствовала или была пассивна, в силу незрелости (отсюда и «бесхарактерность»).

В данном внутриличностном конфликте победил внутренний «Ребенок». «Родитель» был слабее и потому отступил. Но он еще не раз напомнит о себе, например, когда герой будет винить и упрекать сам себя за глупый поступок.

В обычной, реальной жизни людей бывает множество внутриличностных конфликтов — одни из них, как и внешние конфликты, бывают контруктивны, а другие — деструктивны.

Деструктивный — думаю, понятен — он приводит в тупик, а вот конструктивный внутриличностный конфликт, с помощью диалектики души, мы сейчас рассмотрим.

Техника самотерапии «Диалектика души» — разговор с самим собой

Если Вы внимательно читали статью, то Вы наверное поняли, что практически каждый нормальный человек, в тех или иных ситуациях, разговаривает сам с собой.

У многих возникает дисгармония личности, что приводит к внутриличностному конфликту, который в свою очередь, может завести в тупик, с вероятными невротическими расстройствами.

Чтобы этого не случилось нужно научиться диалектике души, т.е. конструктивному диалогу с самим собой.

Задействовав все три части личности (три «Я» состояния — Родитель (Надо), Взрослый (Могу) и Ребенок (Хочу) — это концепция трансактного анализа)

В легких случаях можно разговаривать с собой в голове, про себя. В более сложных, с преобладанием негативных эмоций и стресса — можно писать или рисовать диалог с собой (управление мыслями и эмоциями).

Если же Вы уже зашли в психологический тупик, то Вам поможет техника «двух» или «трех» стульев. Суть которой — Вы (условно) рассаживаете на стулья части своей личности (Родитель, Взрослый и Ребенок) и сами, по очереди пересаживаясь на определенный стул, ведете дискуссию то от лица одного «Я», то от другого…

Если у Вас уже появились невротические реакции, то здесь необходимы услуги психотерапевта (можно онлайн. по скайпу)

Если у Вас внутриличностный конфликт, Вы в тупике и не можете из него выйти, то ЗАПИШИТЕСЬ НА ОНЛАЙН ПРИЕМ психолога-психоаналитика, и Вы решите эту проблему за один-два сеанса по скайпу или анонимно, по E-mail-переписке.

Пройти тесты на конфликтность и агрессивность

  • Тест на конфликтность
  • Тест на агрессивность
  • Конфликтный или тактичный человек

Источник: https://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/samopoznanie-cheloveka/vnutrilichnostnyjj-konflikt-dialektika-dushi/

Чернышевский о диалектике души толстого

Диалектика души. Взгляд психолога

В конце 1855 года Толстой возвратился в Санкт-Петербург и был принят в редакции издания Современник как севастопольский храбрец и уже известный автор. Н. Г. Чернышевский в восьмом номере Современника за 1856 год посвятил ему особую статью Отрочество и Детство. Армейские рассказы графа Л. Н. Толстого.

В ней он дал правильное определение своеобразия реализма Толстого, обратив внимание на особенности психотерапевтического анализа.

…Большая часть поэтов,- писал Чернышевский,- заботятся в основном о итогах проявления внутренней судьбе, …а не о загадочном ходе, при помощи которого вырабатывается идея либо чувство… Особенность таланта графа Толстого пребывает в том, что он не исчерпывается изображением результатов психологического процесса: его интересует самый процесс… его формы, законы, диалектика души, дабы выразиться определительным термином.

С того времени определительный термин — диалектика (*97)души — прочно закрепился за творчеством Толстого, потому что Чернышевскому вправду удалось заметить самую сущность толстовского дара.

Предшественники Толстого, изображая внутренний мир человека, в большинстве случаев, применяли слова, совершенно верно именующие душевное переживание: беспокойство, угрызение совести, бешенство, презрение, злоба.

Толстой был этим неудовлетворен: Сказать про человека: он человек уникальный, хороший, умный, глупый, последовательный и т. д.- слова, каковые не дают никакого понятия о человеке, а имеют претензию обрисовать человека, в то время как довольно часто лишь сбивают с толку. Толстой не исчерпывается правильными определениями тех либо иных психологических состояний. Он идет дальше и глубже.

Он наводит микроскоп на тайны людской души и схватывает изображением оформления чувства и сам процесс зарождения еще перед тем, как оно созрело и получило завершенность. Он рисует картину душевной судьбе, показывая неточность и приблизительность любых готовых определений.

От диалектики души — к диалектике характера

Открывая диалектику души, Толстой идет к новому пониманию людской характера. Мы уже видели, как в повести подробности и Детство мелочи детского восприятия размывают и расшатывают устойчивые границы в характере взрослого Николая Иртеньева. То же самое отмечается и в Севастопольских рассказах.

В отличие от несложных воинов у адъютанта Калугина показная, нерусская храбрость. Тщеславное позерство типично в той либо другой мере для всех офицеров-аристократов, это их сословная черта.

Но посредством диалектики души, вникая в подробности душевного состояния Калугина, Толстой подмечает внезапно в этом человеке чувства и такие переживания, каковые никак не укладываются в офицерский кодекс аристократа и ему противостоят.

Калугину внезапно сделалось страшно: он рысью пробежал шагов пять и упал на землю…. Ужас смерти, что ненавидит в других и не допускает в себе аристократ Калугин, нежданно овладевает его душой. В рассказе Севастополь в августе воины, укрывшись в блиндаже, просматривают по букварю: Ужас смерти — врожденное чувствие человеку.

Они не стыдятся этого несложного и без того понятного всем эмоции.

Более того, это чувство оберегает их от поспешных и неосторожных шагов. Наведя на внутренний мир Калугина собственный художественный микроскоп, Толстой нашёл в аристократе душевные переживания, сближающие его с несложными воинами. Оказывается, (*98) и в этом человеке живут более много возможностей, чем те, что привиты ему социальным положением, офицерской средой.

Тургенев, упрекавший Толстого в дотошности и чрезмерной мелочности психотерапевтического анализа, в одном из собственных писем заявил, что живописец должен быть психологом, но тайным, а не явным: он обязан показывать только итоги, только результаты психологического процесса. Толстой же как раз процессу уделяет главное внимание, но не для него самого. Диалектика души играется в его творчестве громадную содержательную роль.

Последуй Толстой совету Тургенева, ничего нового в аристократе Калугине он бы не нашёл. Так как естественное чувство страха смерти в Калугине не вошло в его темперамент, в психотерапевтический итог: Внезапно чьи-то шаги послышались в первых рядах его. Он скоро разогнулся, поднял голову и, бодро побрякивая саблей, отправился уже не такими скорыми шагами, как прежде.

Но диалектика души открыла Калугину возможности изменений, возможности нравственного роста.

Психотерапевтический анализ Толстого вскрывает в человеке вечно богатые возможности обновления. Социальные события частенько эти возможности ограничивают и подавляют, но стереть с лица земли их по большому счету они не в состоянии. Человек более сложное существо, чем те формы, в каковые подчас загоняет его жизнь.

В человеке неизменно имеется резерв, имеется освобождения и душевный ресурс обновления. Эмоции, только что пережитые Калугиным, пока еще не вошли в итог его психологического процесса, остались в нем недовоплощенными, недоразвившимися. Но сам факт их проявления говорит о возможности человека поменять собственный темперамент, в случае если отдаться им до конца.

Так, диалектика души у Толстого устремлена к перерастанию в диалектику характера. Одно из самых простых и распространенных суеверий то, что любой человек имеет одни собственные определенные особенности, что не редкость человек хороший, не добрый, умный, глупый, энергичный, вялый и т. д.

,- пишет Толстой в романе Воскресение.- Люди не бывают такими.

Мы можем сообщить про человека, что он чаще не редкость хорош, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем вял, и напротив; но будет неправда, в случае если мы скажем про одного человека, что он хороший либо умный, а про другого, что он не добрый либо глупый.

А мы неизменно так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинокая и везде одинаковая, но любая река не редкость то узкая, то стремительная, то широкая, то негромкая, то чистая, то холодная, то мутная, (*99) то теплая.

Так и люди.

Любой человек носит в себе зачатки всех особенностей людских и время от времени проявляет одни, время от времени другие и не редкость довольно часто совсем непохож на себя, оставаясь все в это же время одним и самим собою.

Текучесть человека, свойство его к крутым и решительным переменам находится неизменно в центре внимания Толстого. Так как творчества писателя и важнейший мотив биографии — перемещение к нравственной высоте, самоусовершенствование.

Толстой видел в этом главный путь преобразования мира.

Он скептически относился к материалистам и революционерам, а потому скоро ушел из редакции Современника. Ему казалось, что революционная перестройка внешних, социальных условий людской существования — дело тяжёлое и вряд ли перспективное. Нравственное же самоусовершенствование — дело ясное и простое, дело свободного выбора каждого человека.

Перед тем как сеять добро около, нужно самому стать хорошим: с нравственного самоусовершенствования и необходимо затевать преобразование судьбы.

Из этого понятен пристальный интерес Толстого к диалектике характера и диалектике души человека. Ведущим мотивом его творчества станет опробование храбреца на изменчивость. Свойство человека обновляться, гибкость и подвижность его духовного мира, его психики являются для Толстого показателем нравственной чуткости, жизнеспособности и одарённости.

Появляйся неосуществимыми в человеке эти перемены — упал бы взор Толстого на мир, уничтожились бы его надежды.

Толстой верит в созидательную, преобразующую мир силу художественного слова. Он пишет с убеждением, что его мастерство просветляет человеческие души, учит полюблять жизнь. Подобно Чернышевскому, он вычисляет литературу книжкой судьбы.

Он приравнивает писание романов к конкретному практическому делу, которому довольно часто отдает предпочтение в сравнении с литературным трудом.

, которые вам понравятся:

  • Диалектика трех эпох развития человека в трилогии толстогоОбостренный анализ себя и окружающего вышел, наконец, за пределы ежедневника в художественное творчество. Толстой задумал книгу о различных эрах в жизни…
  • Уход и смерть л. н. толстогоПеред смертью Толстой нес тяжёлый крест напряженной душевной работы. Сознавая, что вера без дела мертва имеется, он пробовал согласовать собственный…
  • Толстой — участник крымской войныСевастопольские рассказы. В первой половине 50-ых годов XIX века началась русско-турецкая война. Николай I, надеясь на нейтралитет Австрии и противоречия…
  • Проза 1920-х годов: время, авторы, герои (к. паустовский, а. толстой, ю. олеша и др.)Для прозы 20–х годов характерно яркое обращение к воспроизведению исторических событий, широкое введение многообразных реалий эры. В…

Источник: http://osutivremeni.ru/chernyshevskij-o-dialektike-dushi-tolstogo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.