Как дирижирует фронтальная кора?

Содержание

Механизм неосознанного поведения – Девять функций префронтальной коры

Как дирижирует фронтальная кора?

Страница 3 из 7

Позвольте мне коротко сопоставить мой эмоциональный срыв с девятью функциями префронтальной коры. Итак, к ним относятся:

1. Регулирование процессов в организме

2. Умение настраиваться на волну другого человека в процессе общения (гармоничная коммуникация)

3. Эмоциональная уравновешенность

4. Гибкость реакций

5. Модуляция страха

6. Эмпатия

7. Инсайт (3)

8. Представления о моральных нормах

9. Интуиция

Эти девять функций для многих исследователей и психотерапевтов являются важнейшими элементами эмоционального благополучия. В данном списке также перечислено все то, что я на время утратил, потеряв голову.

Регулирование процессов в организме

Медиальная префронтальная кора координирует деятельность той части нервной системы, которая контролирует некоторые функции организма: частоту сердцебиения, дыхание и пищеварение.

Эта «автономная» нервная система имеет две системы: симпатическую, часто сравниваемую с педалью газа в машине, и парасимпатическую, действующую как тормоз.

Поддержание обеих систем в состоянии равновесия позволяет нам плавно регулировать работу организма (или, продолжая автомобильную метафору, вести машину без рывков) и отпускать тормоз, когда мы нажимаем на газ, и наоборот. В отсутствие этой координации мы можем «перегореть» — мы жмем на газ, пытаясь при этом остановиться.

Во время того срыва у меня сильно билось сердце и появились неприятные ощущения в животе, как будто я столкнулся с реальной опасностью.

Умение настраиваться на волну другого человека в процессе общения

Настраиваясь на общение с окружающими, мы немного корректируем свое внутреннее состояние, чтобы оно находилось в гармонии с внутренним миром второго человека.

Этот резонанс и обеспечивает важное чувство, что тебя чувствуют, которое возникает в близких отношениях. Детям нужна такая сонастроенность, чтобы чувствовать себя защищенными и нормально развиваться.

И на протяжении всей жизни нам важно испытывать это для осознания близости и связи с другими.

Когда я «отпустил тормоза» и поддался раздражению, я уже не мог настроиться на волну детей и соотнести свое состояние и их.

Эмоциональная уравновешенность

Когда мы эмоционально уравновешенны, мы расслабленны и полны жизненной энергии. Наши чувства достаточно остры, чтобы жизнь казалась осмысленной и наполненной, но не захлестывают нас до потери контроля. Когда равновесие нарушается, мы впадаем в одну из крайностей: в излишнее возбуждение или в состояние оцепенения или депрессии. Обе крайности неизбежно истощают наши запасы энергии.

Перед лицом жизненных проблем даже самый уравновешенный человек может временно «выйти из строя», но медиальная префронтальная кора восстанавливает равновесие. Так работают внутренние механизмы самообладания, то есть способности сохранять четкое видение и концентрацию перед лицом внутренних и внешних бурь.

Тогда в кафе я потерял самообладание где-то между третьим и четвертым раундом борьбы за блинчик.

Гибкость реакций

Гибкость реакций обеспечивается важным компонентом эмоционального и социального интеллекта — способностью медиальной префронтальной коры выдержать паузу между поступающим сигналом и действием.

Она позволяет нам полностью осознать происходящее и сдерживает импульсы в течение промежутка времени, достаточного, чтобы рассмотреть различные варианты реакций.

Мы прикладываем немало усилий, чтобы научить этому наших детей, и мы способны укреплять данный навык в течение всей жизни.

В самом начале истории с блинчиками я чувствовал себя вполне нормально, но довольно быстро переключился в состояние хаотического возбуждения, и мои реакции утратили всякую гибкость. Находясь в ловушке нарастающей злобы, я уже не мог выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать или сделать.

Модуляция страха

Однажды пережив испуг, в будущем мы, возможно, снова испытаем страх в подобных ситуациях. Однако медиальная префронтальная кора имеет прямые связи с лимбической долей и позволяет подавлять или преобразовывать реакцию миндалевидного тела, вызывающего у нас чувство страха.

Исследования показали, что мы можем осознанно использовать эту связь, чтобы преодолеть страх, подавив активность коры и успокоив возбужденную лимбическую систему.

Когда мы обсуждали роль мозга в процессе лечения, одна из моих юных пациенток сказала: «Я пытаюсь заставить префронтальную кору выдавить ГАМК-гель на миндалевидное тело». ГАМК (гамма-аминомасляная кислота) — это нейромедиатор, играющий важную роль в подавлении префронтальной корой подкорковых импульсов. Пациентка представила себе его в виде геля, успокаивающего лимбические «извержения».

Как я понял потом, мое раздражение из-за ссоры детей появилось в результате давнего страха, который ценой больших усилий я пытался понять и укротить (подробнее об этом чуть позже). Однако все эти достижения временно утратили свою актуальность, и ГАМК-гель был мне совершенно неподвластен, потому что он «засох» в пылу моей злобы.

Эмпатия

Эмпатия — это способность проникать в сознание людей и ставить себя на их место. «Ты-карты» позволяют нам почувствовать внутреннюю установку другого человека, а не только настроиться на его состояние.

Последнее, безусловно, важно, но за счет медиальной префронтальной коры мы двигаемся от резонанса и со-чувствования к более сложной перцептивной способности видеть с точки зрения другого: мы ощущаем его намерения и представляем, как он видит то или иное событие.

Инсайт

Инсайт позволяет создавать нам «я-карты», помогающие постичь собственное сознание.

Так рождается то, что один исследователь назвал ментальными путешествиями во времени (4) — соединение нами прошлого с настоящим и предполагаемым будущим.

Медиальная префронтальная кора играет важнейшую роль в этих умственных путешествиях во времени, так как дает нам почувствовать себя центром субъективной гравитации и автором собственной жизни, разворачивающейся у нас на глазах.

Во время того эмоционального срыва у меня отключились и эмпатия, и проницательность. Я потерял способность видеть свое собственное сознание и не мог поставить себя на место детей или даже остановиться на секунду и задуматься, что они думали или чувствовали. Без этих карт, как мы знаем, я не способен был разглядеть, какое значение имеет сознание для поведения.

Представления о моральных нормах

Представления о моральных нормах в используемом здесь смысле — это то, как мы думаем и совершаем поступки для общественного блага. Существуют доказательства, что для этого нужна здоровая медиальная префронтальная кора.

На изображениях, сделанных с помощью функциональных магнитнорезонансных томографов, видно, что активность на данном участке усиливается, когда мы делаем что-то для общего блага. Другие исследования показали, что при повреждениях медиальной префронтальной коры люди иногда становятся аморальными.

Похоже, для моральных суждений требуется интегративная функция этого участка мозга, чтобы почувствовать эмоциональное значение текущих проблем, а также противостоять сиюминутным импульсам. Тогда в качестве ответной реакции мы сможем совершить приемлемый с точки зрения морали поступок.

Возможно, именно таким образом «мы-карты», создаваемые в медиальной префронтальной коре, позволяют нам не зацикливаться на выживании и даже на существующей версии наших карт отношений, а стремиться к взаимосвязанному целому.

С точки зрения морали неадекватность моего поведения в той ситуации состояла в том, что я зациклился на сыне и совершенно несправедливо обошелся с ним. Мое поведение не имело ничего общего со всеобщим благом для участников ситуации. Мною двигали личные чувства и импульсы, а отнюдь не понимание того, что было бы правильным.

Интуиция

Интуицию можно считать механизмом, с помощью которого медиальная префронтальная кора открывает нам доступ к мудрости нашего тела. Этот участок мозга получает информацию от всего тела, включая такие внутренние органы, как сердце и желудочно-кишечный тракт.

На основании поступающей информации сердце подсказывает нам, что делать, или мы чувствуем нутром правильный выбор. Такая интегративная функция наглядно демонстрирует, как рассуждения, когда-то считавшиеся исключительно логическим режимом мышления, на самом деле зависят от нерациональных процессов в нашем теле.

Интуиция помогает принимать мудрые, а не просто логичные решения.

Однако в той истории у меня внутри горел лимбический «огненный шар», а доступ к интуиции — к мудрости тела и глубинному пониманию справедливости для текущей ситуации — был закрыт. Однако, как это ни парадоксально, нутром я чувствовал, что поступаю правильно. Но эти ощущения были абсолютно рационалистическими: ими управляли растущее раздражение, злоба и возбужденный голос.

И хотя мне стыдно обо всем этом рассказывать, я хочу доказать, что у всех бывают подобные срывы. Когда они происходят, главное — вовремя опомниться и прекратить их как можно скорее, чтобы минимизировать урон и затем исправить то, что уже было сделано не так. Нам нужно вернуть потерянный майндсайт, а после использовать его для воссоединения с собственным «я» и с теми, кто нам дорог.

3. Инсайт, или внелогическое прозрение, — способность личности менять мотивы собственного поведения. Прим. перев.

4. Вероятно, имеется в виду канадский психолог Эндел Тульвинг, впервые указавший на эту способность. Прим. ред.

Обновлено 19.03.2015 00:59

Источник: http://psixologiya.org/component/content/article/2226.html?start=2

Как дирижировать разные музыкальные размеры?

Как дирижирует фронтальная кора?

В данной статье мы будем обсуждать основы дирижирования. Конечно, дирижирование – это целое искусство, которому обучаются в течение долгих лет музыкальных колледжах и консерваториях. Но мы коснемся этой темы лишь с одного краешка. Всем музыкантам приходится дирижировать при пении на уроках сольфеджио, вот о том, как это делать, мы и поговорим.

Основные дирижерские схемы

Существуют универсальные схемы дирижирования для простых и сложных музыкальных размеров. Их всего три – двухдольная, трехдольная и четырехдольная. При дирижировании каждая доля показывается отдельным взмахом руки, сильные доли чаще всего показываются жестом вниз.

На рисунке вы можете увидеть основные три схемы для дирижирования правой рукой. Числовые пометки обозначают последовательность жестов.

Двухдольная схема состоит, соответственно, из двух взмахов: один вниз (в сторону), второй – вверх (обратно). Такая схема подходит для дирижирования размеров 2/4, 2/8, 2/2, 2/1, 2/16 и т.д.

Трехдольная схема представляет собой комбинацию из трех жестов: вниз, вправо (если левой рукой дирижировать, то влево) и вверх к первоначальной точке. Схема подходит для размеров 3/4, 3/8, 3/2, 3/16 и т.д.

Четырехдольная схема содержит четыре жеста: вниз, влево, вправо и вверх. Если дирижировать двумя руками одновременно, то на «два», то есть на второй доле правая и левая рука двигаются навстречу друг другу, а на «три» они расходятся в разные стороны, на последнем взмахе они сходятся верх в одну точку.

Дирижирование более сложных размеров

Если долей в такте больше, то такие размеры вписываются в трехдольную или четырехдольную схему с удвоением некоторых жестов. Причем удваиваются, как правило, те взмахи, которые ближе к сильной доле. В качестве примера хотелось бы привести схемы таких размеров, как 6/8, 5/4 и 9/8. Скажем по несколько слов о каждом.

Размер 6/8 – сложный (состав 3/8 + 3/8), чтобы его продирижировать нужно шесть жестов. Эти шесть жестов укладываются в четырехдольную схему, где удваивается движения вниз и вправо.

Какова логика удвоений? Она состоит в следующем.

Исходная схема 4/4 как бы разделяется на две половины: первые два жеста (вниз и влево) – для первых 3/8, а следующие два жеста (вправо и вверх), соответственно, приходятся на вторую половину такта, вторые 3/8. По общему правилу удвоить нужно сильную и относительно сильную доли, которые как раз приходятся на начала этих двух половин четырехдольной схемы.

Таким образом, при размере 6/8 «раз и два» показываются жестами вниз, «три» дирижируется влево (если правой рукой), «четыре и пять»  — это относительно сильная доля с ее удвоением, они показываются вправо, а «шесть» завершает схему жестом вверх.

Размер 5/4 существует, как было уже отмечено, в двух вариантах, в связи с чем, есть две разные схемы дирижирования этого метра.

Оба они укладываются в основную четырехдольную схему и разняться лишь удвоением одного из жестов. Если 5/4 = 3/4 + 2/4, тогда удваивается взмах вниз, самый первый.

Если же, наоборот, 5/4 = 2/4 + 3/4, то в таком случае удвоить нужно жест вправо, который приходится на относительно сильную долю.

Размер 9/8 также считается сложным, он образован тройным повторением в такте простого размера 3/8. В отличие от других сложных размеров его дирижируют в трехдольной схеме, где каждый взмах просто-напросто утраивается. А смены жестов (вправо и вверх) в таком случае одновременно показывают относительно сильные доли.

Памятка по схемам дирижирования

Для того чтобы пройденные схемы дирижирования со временем не забывались, а также для быстрого их повторения в случае надобности, предлагаем вам скачать или переписать себе небольшую памятку со главными схемами.

ПАМЯТКА «СХЕМЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ» – СКАЧАТЬ

Как работают руки при дирижировании?

Расскажем вам также о некоторых чисто технических моментах дирижирования.

МОМЕНТ 1. Дирижировать можно как одной, так и двумя руками. Чаще всего на уроках сольфеджио дирижирую то одной правой рукой, иногда одной левой (правой в это время играют мелодию на фортепиано).

МОМЕНТ 2. При одновременном дирижировании обеими руками, руки должны двигаться в зеркальном отражении по отношению друг к другу. То есть, например, если правая рука идет вправо, то левая – влево. Другими словами, они всегда двигаются противоположно: или расходятся в разные стороны, или, наоборот, сходятся, движутся навстречу.

МОМЕНТ 3. В процессе дирижирования должна принимать участие вся рука от плеча (иногда даже выше от ключицы и лопатки) и до кончиков пальцев. Но большое разнообразие движений свойственно только деятельности профессиональных дирижеров оркестра или хора. В классе сольфеджио достаточно лишь четко показывать схему, тем самым помогая себе петь ритмично.

МОМЕНТ 4. При дирижировании простых схем более всего подвижным оказывается предплечье (локтевая кость), именно она берет на себя большую часть движений – ведет всю руку вниз, в стороны или вверх. При движениях в стороны предплечью активно помогает плечо (плечевая кость), оно отходит в сторону от корпуса тела или приближается к нему.

МОМЕНТ 5. При движении вверх важно, чтобы предплечье не опускалось слишком низко, естественной нижней точкой является такое положение, когда между предплечьем и плечом образуется прямой угол.

МОМЕНТ 6. Кисть руки во время дирижирования может отзываться на основные движения и слегка плавно пружинить, во время изменения направления жеста кисть руки при помощи запястья может слегка разворачиваться в сторону движения (как бы служит рулём).

МОМЕНТ 7. Движения в целом не должны быть жесткими и прямолинейными, их нужно округлять, все развороты должны быть плавными.

Упражнения на дирижирование в размерах 2/4 и 3/4

Для отработки элементарных дирижерских навыков выполните предлагаемые простые упражнения. Одно из них будет посвящено размеру 2/4, другое – трехдольной схеме.

УПРАЖНЕНИЕ №1 «ДВЕ ЧЕТВЕРТИ». Для примера мы возьмем 4 такта мелодии в размере 2/4. Обратите внимание на ритм, здесь он довольно простой – в основном четвертные ноты и половинная длительность в конце. Четвертные длительности удобны тем, что именно ими отмеряется пульс и именно этой длительности равен каждый жест в дирижерской схеме.

В первом такте две четвертные ноты: ДО и РЕ. ДО – это первая доля, сильная, ее будем дирижировать движением вниз (или в сторону). Нота РЕ – это вторая доля, слабая, рука во время ее дирижирования будет совершать обратное движение – вверх. В последующих тактах ритмический рисунок аналогичный, поэтому там будут точно такие же соотношения между нотами и движениями руки.

В последнем, четвертом такте, мы видим одну ноту ДО, она половинная по своей протяженности, то есть занимает сразу обе доли – весь такт. Поэтому на эту ноту ДО приходится сразу два взмаха, нужно продирижировать полный такт, который она собой занимает.

http://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/01/dir-upr-001.mp3

УПРАЖНЕНИЕ №2 «ТРИ ЧЕТВЕРТИ». В этот раз к изучению предлагаются 4 такта мелодии в размере 3/4. В ритме снова преобладают четвертные длительности, и поэтому три четвертных ноты в первых трех тактах с легкостью должны ложиться на три взмаха схемы.

Например, в первом такте ноты ДО, РЕ и МИ будут распределяться по схеме следующим образом: ДО – на жест вниз, РЕ – на движение вправо, а МИ – на показ последней доли движением вверх.

В последнем такте – половинная нота с точкой. По своей длительности они занимает целый такт, три четверти, и поэтому для ее дирижирования нам потребуется выполнить все три движения схемы.

http://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/01/dir-upr-002.mp3

Как объяснить дирижирование ребенку?

В занятиях с малышами самое трудное – познакомить со схемой, запомнить движения и хотя бы немного их потренировать. Решению этих задач может помочь работа с образными ассоциациями.

Допустим, если мы разучиваем схему дирижирования на 2/4, то каждый взмах нужно как-то художественно обусловить. Иначе говоря, для объяснения жеста нужно найти похожее движение или ощущение из жизни, которое уже знакомо ребенку.

Например, про жест, направленный вниз, которым мы показываем сильную долю, можно сказать, что это мы как будто гладим сидящего кота от макушки до хвоста. А про жест, направленный в обратную сторону, сказать, что мы тянем наверх иголку с длинной ниткой.

Или, например, про всю схему целиком можно сказать, что это наша рука катается на качелях (описывание полукруга).

Если речь идет о размере 3/4, то каждое движение также можно объяснить отдельно. Движение вниз – это игра с баскетбольным мячом или такое движение, когда мы тянем за веревочку звоночек.

Движение вправо – на пляже отгребаем рукой песок или отстраняем рукой высокую траву на лужайке.

Движение вверх – тянем ту же иголку с ниткой или запускаем в полет божью коровку, которая сидит на указательном пальце.

В освоении дирижирования, с детьми как и при разучивании нотной грамоты, важно последовательное нарастание уровня сложностей заданий. Сначала можно осознать пульсацию в размерах чисто музыкально – на слух и при игре на инструменте, затем отдельно отработать дирижерский жест и лишь затем, наконец, соединять руку с пением.

На этом мы покамест притормозим. Если данный урок оказался для вас полезным, пожалуйста, расскажите о нем своим друзьям. В этом вам помогут кнопки социальных сетей, которые расположены чуть ниже на странице.

Источник: http://muz-teoretik.ru/kak-dirizhirovat-raznye-muzykalnye-razmery/

Вентромедиальная префронтальная кора головного мозга

Как дирижирует фронтальная кора?

Префронтальная кора (ПК) выполняет главенствующую роль в функциональности человеческого сознания. Она отвечает за наши эмоции, внимание, но и также подавляет эти аспекты. В некоторой степени, она регулирует выходящие из лимбической системы эмоции но, в конечном счете, сдается.

Стремление к потреблению пищи, воды и размножению исходят из глубинных частей головного мозга. Эти части мозга просто отдают приказ коре на выполнение определенных действий, например, когда появляется голод, жажда и так далее.

Сведения о префронтальной коре

ПК является наиболее сформированной мозговой частью, которая располагается прямо за лобной костью. В данной области различают три зоны:

  • Дорсолатеральная
  • Вентромедиальная
  • Орбитофронтальная

Дорсолатеральная область связывается с отделами мозга, которые, прежде всего, отвечают за внимание, когнитивные способности, моторику, в то время как вентромедиальная зона отвечает за наши эмоции.

Также вентромедиальная префронтальная кора головного мозга участвует в генерировании фаз «глубокого сна», а ее атрофия регулирует сокращение части глубокого сна. В конечном итоге, данное сокращение ведет ухудшению процесса передачи информации из кратковременной памяти в долговременную и в обратном направлении.

Орбитофронтальная кора (ОФК) считается одной из наименее изученных частей мозговой структуры. Имеет практически полную анатомическую идентичность с вентромедиальной корой.

Ряд ученых предполагает, что ОФК играет ключевую роль в оповещении мозга. В частности, об ожидаемом поощрении или наказании, в определенных ситуациях. Также выделяется, что данная кора ответственна за адаптивное обучение.

Функции префронтальной коры

Исследования показывают, что исполнительность функций регулируется префронтальными участками коры головного мозга, хотя некоторая часть ученых опровергает данную гипотезу. В многочисленных статьях, в которых ведется речь о повреждениях префронтальной области, описывается соответствующие расстройства исполнительных функций.

С другой стороны высказывается мнение, что для нормальной работы высокоуровневых процессов, необходима целостность не только префронтальных областей, но и других частей мозга. Следственно можно выделить, что префронтальная кора головного мозга отвечает за:

  • Внимание и суждение
  • Контролирование импульсивности поведения
  • Поведенческую организацию
  • Критический тип мышления (делаю ли я правильно)
  • Планирование и предугадывание будущего
  • Извлечение выгоды из полученного ранее опыта, то есть получение способности пользоваться опытом, извлеченным в прошлом и его использование в настоящее время
  • Осмысление эмоциональных проявлений и решение, каким образом эти эмоции следует выражать (прыгать, танцевать, просто улыбнуться, заплакать и т.д.)
  • Эмпатию (сопереживание эмоциональному состоянию другого человека).

Негативные проявления при снижении функциональности префронтальной коры

При диагностике ПК, используя такую методику как SPECT, специалисты проводят диагностику в двух вариантах: в первом, когда мозг находится в состоянии покоя, во втором – во время дополнительной стимуляции. При оценке функциональности мозга, в первую очередь учитывается результат, проводимый в состоянии мозговой активности.

При дополнительной стимуляции, активность ПК будет возрастать. При наличии такой мозговой патологии, как шизофрения или СДВГ, во время стимулирования активность ПК будет снижаться.

В случае если выявляется дисфункция ПК, то у пациентов могут присутствовать ряд расстройств, таких как:

  • Рассеяность
  • Ослабление или отсутствие контроля над импульсивностью (пациент захотел что-то сделать и в этот же момент непродуманно это сделал)
  • Признаки гиперактивности
  • Снижение концентрации и понимания
  • Нарушение организованности
  • Прокрастинация или склонность к постоянному откладыванию дел на потом
  • Искажение суждения и восприятия происходящего вокруг, неправильное толкование событий и эмоций других людей
  • Отсутствие извлечения опыта, то есть человек не способен учиться на своих прошлых ошибках
  • Расстройство кратковременной памяти
  • Социофобия (присутствие страха при решении сделать какой-либо шаг)

Ослабление ПК также происходит по мере того, как стареет человек. Именно пожилые люди зачастую испытывают расстройства перехода памяти из кратковременной в долговременную, в соответствии с деградацией их медальной коры. У пожилых людей память не сохраняется, а остается в гиппокампе, что свидетельствует о повышенной гиппокампальной активации.

Охранное торможение или защитная способность префронтальной коры

Данная способность «забивать» на что-либо – это своеобразная защита префронтальной коры, которая позволяет избежать ее истощения. Боковая часть ПК регулирует поведение и привычки, тем самым не дает воспринимать события,  за которые человек сильно волнуется. Данное торможение – это активирующийся нервный процесс, который возникает или предупреждает негативный поток нервных импульсов.

Также данный процесс позволяет обеспечить нормальную работу всех систем и органов человека. В первую очередь защитная функция формируется для нервных клеток мозговой коры, тем самым защищая ее от перевозбуждения.

Если выражаться простыми словами, то охранное торможение – это способность не тратить ценные ресурсы ПК на события второстепенной важности . Это достаточно важно, если человек хочет поддерживать свою энергию и способность мыслить в течение всего дня. Поэтому «забить на все» позволяет сохранить функциональность ПК для более важных моментов своей жизни.

Рекомендации для снижения риска возникновения проблем префронтальной коры

Один из распространенных недугов, который чаще всего приводит к слабости префронтальной коры – СДВГ, но также во взрослом возрасте ослабление этой области может наступить вследствие стрессов. С этой целью специалисты придумали несколько полезных советов, которые стоит применить всем тем, у кого были обнаружены проблемы с функциональностью префронтальной коры:

  • Постарайтесь составлять план своего дня. Планировать необходимо не только работу, но также бытовые и семейные вопросы
  • Определите свои жизненные приоритеты и также составьте план дальнейших действий. Большинство людей живут с отсутствием цели, поэтому очень важно определить главную цель и стремиться к ней
  • Избегайте стрессовых ситуаций. Когда лимбическая система начинает накапливать эмоции в вашем сознании, вы начинаете реагировать импульсивно. В этом случае постарайтесь взять под контроль всю ситуацию и уйти от конфликта, для того, чтобы ваша лимбическая система успокоилась
  • Людям с нарушениями ПК достаточно тяжело приобретать новые навыки. Поэтому очень важно использовать эффективные способы их получения, чтобы не допускать массу ошибок в дальнейшем
  • Систематически успокаивайте свою лимбическую систему, используя различные методики воздействия. Например, исключите негативные мысли, чаще прибегайте к физическому контакту – объятиям, общению с детьми.

Врач невролог высшей категории Шенюк Татьяна Михайловна.

Источник: http://umozg.ru/struktura/prefrontalnaya-kora-mozga.html

Орбитофронтальная кора

Как дирижирует фронтальная кора?
sizif73Выдержки из лекции Heather Berlin.Ее группа изучает психические заболевания, связанные с повышенной импульсивностью, и что при этом происходит с активностью и структурой мозга….

Орбитофронтальная кора у людей связана с принятием решений, и особенно с оценкой вероятности «награды» или «наказания» в результате собственных действий, она активируется при ожидании награды, например, в экспериментах где участникам выдаются деньги за правильные решения.

Эта область занимается долгосрочным планированием и выбором целей, используя опыт прошлых решений для предсказания будущей выгоды. В экспериментах на обезьянах удаление этой области вело к так называемой персеверации – невозможности менять поведение в соответствии с изменениями условий.

Например, если обезьяна получает вознаграждение при выполнении одного из двух заученных ею действий, и должна менять одно действие на другое в зависимости от вероятности получения награды, то в норме она способна легко подстраиваться, а после разрушения орбитофронтальной коры эта подстройка существенно затрудняется.

Heather Berlin сравнивала между собой поведенческие характеристики трех групп людей: нормального контроля (без повреждений коры), группу с повреждением орбитофронтальной коры и группу с повреждениями лобной коры, при которых орбитофронтальная часть не была затронута. Люди с травмами орбитофронтальной коры ожидаемо оказались более агрессивными и импульсивными. Однако у них выявилась еще одна любопытная особенность: изменение чувства времени. Время для них растягивалось, так что при попытке оценить длительность временного интервала человек ошибается в сторону его увеличения. Например, две минуты для него длятся как пять. Неудивительно, что такие люди страдают нетерпеливостью – с их точки зрения все происходит слишком медленно. Дальше в работу была включена группа людей с так называемым пограничным расстройством личности, которое характеризуется «импульсивностью, низким самоконтролем, эмоциональной неустойчивостью, нестабильной связью с реальностью, высокой тревожностью и сильным уровнем десоциализации» (Wikipedia). Несмотря на отсутствие таких явных повреждений коры, как у людей после инсульта, пациенты с пограничным расстройством личности обнаруживают не только сходный паттерн поведения, но и то же самое нарушение чувства времени. Heather Berlin предположила, что в основе этого заболевания психики могут лежать менее явные, но потенциально детектируемые изменения в орбитофронтальных областях. И действительно, выяснилось, что для импульсивных пациентов характерна асимметричная деградация проводящих путей префронтальной коры.

Еще одна любопытная работа была проведена на пациентах с обсессивно-компульсивными расстройствами (или неврозами навязчивых состояний, характерный пример – главный герой детективного сериала Whitechapel). Такие люди страдают от навязчивых мыслей и действий.

Например, устойчивая, постоянно крутящаяся в голове мысль о грязи или инфекции может привести к нескончаемому мытью рук, не прекращающемуся даже когда это начинает приносить ощутимый вред. Группа Heather Berlin исследовала влияние приятных и неприятных запахов на активность префронтальной коры людей с обсессивно-компульсивными расстройствами.

Обнаружилось, что неприятные запахи вызвают у таких пациентов существенно более сильный ответ орбитофронтальной коры и правой инсулы по сравнению с группой контроля, в то время как приятные запахи, наоборот, недооцениваются. Сходные результаты были получены ранее с использованием зрительных стимулов.

То есть, для таких людей неприятное неприятнее обычного, а приятное – недостаточно хорошо. Автор планирует использовать для лечение этого расстройства транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС) орбитофронтальных зон. ТМС может подавлять работу нервных клеток.

Идея состоит в том, чтобы подавить активацию орбитофронтальной коры при предъявлении неприятного для человека стимула, что теоретически может ослабить связь между стимулом и реакцией на него, и тем самым уменьшить силу обсессии.

via catta

Что интересно, некоторые из симптомов характерны для синдрома Аспергера и прочих РАС: негибкость поведения, повышенная реакция на сенсорную информацию, но в данном случае интересны несовпадения. Ни разу при описании РАС не встречалось изменения чувства времени ни в ту, ни в другую сторону.

Может считается не настолько важным, особенно если субъективное время не растягивается а сжимается и месяцы и  годы воспринимаются как нечто малосущественное.

И еще интересно, что аутические расстройства считаются пожизненным неврологическим состоянием, а в данном случае предлагается лечение состояния внешним воздействием магнитного поля. Хотя судя по описанию предполагается некая “тренировка” некоторых разделов мозга при помощи их “глушения”.

Заставить работать то, что не работает как надо уже сложнее.

С другой стороны если сделают кепочку, которая в ответ на реакцию одних разделов мозга будет притормаживать другие и стимулировать третьи то…

|

sizif73Снималось, разумеется, ночью (разумеется, без вспышки), сейчас-то градусов восемь. Вчера шел снег, сегодня выключили горячую воду, правда только на сегодня. Перчатки, чтобы за компьютером сидеть, еще не надевал. О! Кстати. Все думаю прикупить себе для мыши утепленный мешок с ковриком внутри и рукавом с манжетом, внутрь лазать. %) От сейчас и пойду трудолюбивых китайцев трясти.

Хотя, кому я хвастаюсь.

В Тверской области сегодня выпал снег, температура воздуха опустилась до +1 °С. Подобной аномалии не наблюдалось в регионе последние десятилетия. Об этом сообщили в Тверском Гидрометеоцентре. Снегопад наблюдали жители северо-восточных районов. “Выпало столько снега, что в Бежецком районе лепили снеговиков”, пишут местные жители в социальных сетях.

В ближайшие дни потепления в Тверской области синоптики не обещают. Предстоящей ночью температура воздуха опустится до +3 °С, пройдут дожди.


http://www.utro.ru/news/2014/06/18/1201614.shtml

метки:

Источник: https://sizif73.livejournal.com/141836.html

10 дел одновременно: многозадачность и баги префронтальной коры

Как дирижирует фронтальная кора?

«Участковый доктор» dev.by Андрей Беловешкин в своей колонке рассказал про побочные эффекты многозадачности.

Читать далее…

Часто работу человеческой психики сравнивают с работой компьютера. В обоих случаях существуют определённые ограничения, о которых важно знать, чтобы производительность была высокая.

Наш мозг состоит из двух связанных систем с разной специализацией, функциями и производительностью: подкорки и префронтальной коры (лобные доли).

Так, наша подкорка специализирована на выживании и имеет огромный ресурс памяти и объём внимания, но сознательный доступ к ней затруднён. А вот ресурс нашей человеческой части мозга — префронтальной коры — ограничен.

Но именно префронтальная кора по своей сути делает нас людьми, существами с самоконтролем, силой воли, умением учиться на ошибках, способностью к рефлексии, к долгострочному планированию и ещё множеству полезных функций.

Беда в том, что этот отдел мозга эволюционно ещё очень молодой, поэтому его производительность невысокая и в нём хватает разных багов.

Баг первый: ограниченный объём 

Если выполнять ряд однотипных задач, которые задействуют префронтальную кору, одновременно, то она будет перегружена и ваша производительность упадёт.

Установлено, что многозадачность увеличивает частоту ошибок на 50% и практически удваивает время, требуемое на выполнение задачи.

Люди, работающие в режиме многозадачности, значительно хуже запоминают и фильтруют информацию, с трудом способны её анализировать.

Багфикс: откажитесь от многозадачности, если вам требуется больше ресурсов префронтальной коры: внимания, памяти, абстрактного мышления и др.

Но если вы одновременно делаете что-то, за обработку чего отвечают иные области коры, то перегрузки не будет. Например, слушаете музыку или едете на велосипеде.

Несколько автоматизированных действий тоже можно делать без ущерба для мозга.

Разумеется, чем более новым и непривычным будет для вас некое дело, тем больше ресурсов «префронталки» оно будет забирать, поэтому откажитесь от многозадачности при освоении новых навыков.

Баг второй: сильная чувствительность к неконтролируемому и хроническому стрессу

Многозадачность порождает стресс, который в свою очередь ослабляет самоконтроль. Префронтальная кора очень чувствительна к стрессу, при его высоком уровене функция коры ослабляется и руководство переходит к более древней подкорке. Увы, к решению современных задач подкорка не приспособлена, и вы можете впасть в умственный ступор или вести себя как животное.

Багфикс: если вы вынуждены выполнять много дел и чувствуете, что теряете спокойствие, то возьмите хоть самую мелочь под абсолютный контроль.

Например, обычная уборка стола, ходьба в течение 10 минут и др. Откажитесь от многозадачности, если вы испытываете выраженный стресс.

Если вы расслаблены, то многозадачность вам не навредит, а наоборот, поможет развить префронтальную кору.

Баг третий: кайф ослабляет кору

Увы, но большое количество «незаслуженных» удовольствий значительно ослабляет кору.

А многозадачность, как и сахар или наркотики, способна стимулировать выделение особого нейромедиатора — дофамина, избыток которого создает зависимость.

Поэтому в наше время много людей, которые стали просто одержимы многозадачностью и зависят от нее. Такие люди любят многозадачность не из-за продуктивности, а потому что зависят от кайфа занятости и множества дел. 

Багфикс: различайте состояния «быть занятым» и «иметь много дел». Для этого проведите «диванный тест»: если вы способны полчаса один без гаджетов просидеть спокойно на диване, то у вас нет зависимости от занятости. А также помните, что умеренная аскеза и минимализм положительно влияют на эффективность работы префронтальной коры, а избыток кайфа её отупляет.

В многозадачности, как и в пончиках, очень важно чувство меры. Избыток того или другого приводит к проблемам.

Баг четвёртый: энергоёмкие переключения

На самом деле, когда вы делаете два дела одновременно, вы просто быстро переключаетесь между ними. Переключение — это тоже функция префронтальной коры и оно весьма энергоёмко. Каждое переключение стоит 10% времени, выделяемой на задачу.

Багфикс: идеальное время для концентрации на одной задаче составляет от 20 до 40 минут. Разбейте вашу работу на подобные промежутки и вы приятно удивитесь приросту производительности.

Баг пятый: шум или сигнал?

Наша префронтальная кора использует принцип «усиление шума — подавление сигнала». Чем чётче вами определено то, что является сигналом (приоритетом), тем легче подавляются прочие шумы.

Если нет установленного сигнала, то все входящие имеют равный с работой приоритет. Так, если вы просто сидите без чёткого понятия, что нужно сейчас делать, то вас отвлекает любая мелочь.

А вот во время дедлайна вас уже ничто не может отвлечь от работы.

Багфикс: чем чётче вы определяете задачу, тем устойчивее будет ваше внимание. В случае многозадачности сигналов будет несколько и они будут конкурировать друг с другом. Для лучшей концентрации не начинайте работать, не проговорив себе, что конкретно вы собираетесь сделать в ближайшее время. Составление списка задач с выделением приоритетов также отлично работает.

Таким образом, многозадачность — это штука с побочными эффектами. Используйте её разумно и она поможет вам. Но если использовать многозадачность постоянно, будучи в стрессе и при освоении новых навыков, то она будет только во вред.

Андрей Беловешкин — врач, кандидат медицинских наук, бывший преподаватель Белгосмедуниверситета, спикер TEDx.

В настоящее время консультирует, проводит тренинги по укреплению ресурсов здоровья.

Область исследований — научное измерение ресурсов здоровья, индивидуальный прогноз и оценка риска болезней, их упреждающая коррекция. Автор блога про ресурсы здоровья beloveshkin.com.

 

Андрей Беловешкин готов ответить на ваши вопросы в коментарияк к этому материалу. Спрашивайте! 

*Мнение колумнистов может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://dev.by/news/kak-delat-10-del-odnovremenno-mnogozadachnost-i-bagi-prefrontalnoy-kory

6 самых важных открытий в области мозга за последний год

Как дирижирует фронтальная кора?

Ученые нашли разницу между людьми и животными

Наконец, получен ответ на считавшийся всегда риторическим вопрос: где у человека совесть? Она находится в боковой фронтальной коре головного мозга, т.е. прямо над бровями.

Ученые из Оксфорда нашли у человека совесть, главное, по их мнению, наше отличие от животных. Об этом 29 января сообщили британские СМИ.

Область мозга, которая не позволяет нам принимать плохие решения, оксфордские ученые открыли при помощи сканирования мозга 25 мужчин и женщин.

Затем они сравнили снимки мозга добровольцев со снимками макак, которые являются одними из ближайших наших родственников. Боковая фронтальная кора состоит из 12 отделов.

11 из них одинаковые и у людей, и у обезьян, а вот 12-й, боковой лобный полюс, у животных отсутствует.

Грубо говоря, совесть является маленьким сгустком нервной ткани в форме шарика и располагается в боковой фронтальной коре мозга.
«Мы обнаружили область мозга,- объяснил профессор Мэттью Рашуорт,- которая является исключительно человеческой и которой нет у животных».

Как и следовало ожидать, совесть у людей разного размера. У одних совсем маленькая, размером с кочанчик брюссельской капусты; у других побольше, с мандарин.

Эта часть головного мозга особенно важна в многозадачной деятельности. Например, если человек решит что-то сделать, то она будет размышлять о других вариантах и представлять их последствия.

Из статьи в журнале Neuron, где оксфордские ученые опубликовали результаты своего исследования, следует, что эта часть мозга также позволяет нам учиться на чужих ошибках, ускоряет приобретение новых навыков и умений и имеет еще много полезных функций. Одна из них – выбор между добром и злом.

В прошлом году ученые много исследовали мозг человека и животных. Мы выбрали шесть наиболее важных, на наш взгляд, открытий в этой области.

1. Мозг мужчин и женщин устроен по-разному

Внимательно изучив снимки головного мозга 428 представителей сильной и 521 представительницы слабой половин человечества в возрасте от 8 до 22 лет, ученые из университета Пенсильвании пришли к выводу, что женские мозги отличаются от мужских. У женщин сильнее развиты связи между левым и правым полушариями мозга в то время, как у мужчин – между передней и задней его частями.

Это незначительное, на первый взгляд, отличие и объясняет разницу в процессах мышления между полами.

Поскольку левое полушарие мозга больше связано с логическим мышлением, а правое – с интуитивным, мужчинам лучше удается выполнение задач, связанных с восприятием и скоординированными действиями, а женщинам – с социальной деятельностью и всем, что связано с памятью. Это, кстати, делает их лучше приспособленными к многозадачному режиму работы.

2. Лишние килограммы и увлечение порнографией в интернете негативно влияют на память

Ученые из шведского университета Умео установили, что у тучных людей страдает память. Они в течение полугода наблюдали за 20 полными женщинами старше 60 лет, которых посадили на диету.

Вместе с потерей лишних килограммов улучшилась и память, активизировалась работа областей мозга, отвечающих за идентификацию и сравнение лиц, повысилась эффективность процесса извлечения информации.

В университете Дуйсбурга-Эссена считают, что проще всего превратиться в рассеянного и забывчивого человека, подсев на порнографию в сети.

Все 28 участников эксперимента были гетеросексуалами и имели средний возраст 26 лет.

Им много раз показывали на экране компьютера снимки как порнографического содержания, так и не имеющие к сексу никакого отношения. Причем, многие повторялись.

Участники эксперимента нажимали кнопку «да», когда им показывали те, что они уже видели в числе четырех последних снимков, и «нет», когда видели что-то новое.

Выяснилось, что больше всего ошибок, добровольцы допускали при просмотре порнографических снимков. Причем, разница по сравнению с несексуальными снимками оказалась довольно существенная. В среднем они отвечали правильно в 67% случаев, когда видели порнографию, и 80%, когда – снимки несексуального содержания.

3. Голубой свет помогает сохранить бодрость и концентрацию внимания

Шведские исследователи из университета Мид Сведен сравнили действие голубого света и кофеина на мозг человека. Оказалось, что голубой свет обладает достаточной силой, чтобы включать в организме человека определенные биологические функции. По положительному эффекту он превосходит кофеин.

Голубой свет лучше кофе позволяет сохранить бодрость. Кроме этого, он помогает сохранять концентрацию внимания на высоком уровне и улучшает такие познавательные способности, как память и реакцию.

4. Мозг по-разному реагирует на еду

Путь к сердцу мужчины, впрочем, так же, как и женщины, лежит не через желудок, а через голову, уверены в Институте клинической психологии в Пизе Особенно наглядно эта зависимость проявляется в любви некоторых людей к сладкому. Одних даже обычная фотография шоколада приводит в дикий восторг, а другие относятся к сладкому абсолютно равнодушно. И у первых, и у вторых так же, как у всех остальных людей, за симпатии и антипатии в еде отвечает мозг.

Итальянские ученые доказали, что мозг людей по-разному реагирует на еду. Они кормили участников эксперимента шоколадными пирожными и показывали им сладости на экране монитора и при этом следили за деятельностью их мозга. У одних реакция была приглушенной. Передняя часть их мозга находилась как бы в состоянии спячки. У сладкоежек же она проявляла повышенную активность.

Нездоровая еда вызывает такое же привыкание, как героин или сигареты. Опыты показывают, что бургеры, чипсы и прочая еда из ресторанов быстрого питания заставляет наш мозг требовать все больше сахара и соли.

5. Способность помнить то, чего не было, имеет объяснение

Сусуми Тонагава из Массачусетского технологического института с помощниками вживил мыши ложную память. Это удалось сделать при помощи манипуляции с отдельными нейронами, т.е.

оптогенетики, методики, позволяющей контролировать клетки мозга. Тонагава изменил клетки в гиппокампе грызуна, которые отвечают за выработку белка родопсина.

Когда клетки с родопсином облучают синим светом, они как бы просыпаются и начинают энергично работать. 

Мышь помещали в камеру и разрешали досконально ее изучить. При этом соответствующие клетки вырабатывали родопсин, то есть проходил процесс запоминания. На второй день ту же самую мышь переселяли в другую камеру.

Там ей давали слабый электрический шок для того, чтобы она запомнила испуг. Одновременно включали синий свет, чтобы включить воспоминания о первой камере.

Таким образом, в памяти грызуна испуг начинал ассоциироваться с первой камерой.

После этого мышь возвращали в первую камеру. Она замирала на пороге и показывала все классические признаки испуга, хотя никаких отрицательных воспоминаний, связанных с ней, у нее не было.

6. Мозг работает с астрономической скоростью

Ученые из Массачусетского технологического института (MIT) доказали ошибочность расхожей фразы: «Что-то я медленно соображаю». Наш мозг работает почти в 8 раз быстрее, чем считалось ранее. Для того, чтобы «зафиксировать» зрительный образ, ему нужны не 100 миллисекунд, как считалось ранее, а всего 13.

Участников эксперимента просили находить в сериях из 6-12 показываемых им в течение 13-80 миллисекунд снимков картинки пикников и улыбающихся пар. С поставленной задачей они справились вполне успешно.

Ранее считалось, что человеку необходимо не меньше 100 миллисекунд для того, чтобы различать визуальные образы.

Источник: http://expert.ru/2014/01/29/shest-samyih-vazhnyih-otkryitij-v-oblasti-golovnogo-mozga-za-poslednij-god/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.