Критерии оценки Интернет-зависимости

Содержание

Интернет-зависимость болезнь или хобби? Критерии оценки Интернет-зависимости. Как справиться с Интернет-зависимостью

Критерии оценки Интернет-зависимости
14 мая 2013     Технологии, Психология, Зависимость

Еще десять лет назад многие люди понятия не имели о всемирной паутине с названием Интернет. Сейчас Интернет заполнил наше жизненное пространство и, практически, каждый человек хотя бы один раз посещал виртуальный мир. В Интернете можно общаться, играть в игры, смотреть фильмы, слушать музыку и даже делать покупки.

В результате появилось такая психологическая проблема, как Интернет-зависимость. Этот термин появился благодаря нью-йоркскому психиатру Ивану Голдбергу в 1995г. Он характеризовал ее, как поведение с низким уровнем самоконтроля, вытесняющее нормальную жизнь.

Пока эта зависимость не считается заболеванием, несмотря на актуальность, да и официального диагноза такого тоже пока не существует. Тем не менее, размах явления таков, что им заинтересовались психологи. Если сравнивать Интернет-зависимость с другими, то можно найти много общего. Не все люди, употребляющие алкоголь, алкоголики, как и не все гурманы подвержены пищевой зависимости.

Тоже самое можно сказать и об Интернете. Многие люди пропадают в Сети часами, но у всех ли из них можно найти симптомы Интернет-зависимости?

Симптомы интернет-зависимости

    1. Вы слишком часто проверяете свою электронную почту.
    2. Вы стремитесь как можно быстрее закончить прием пищи в обеденный перерыв, чтобы вернуться к компьютеру, дома вы едите, не отходя от монитора.
    3. Вы заходите в Интернет, даже если в этом нет рабочей необходимости.
    4. Окружающие жалуются на ваше длительное сидение за компьютером.
    5. Вы теряетесь во времени, находясь в Сети.
    6. Вы больше общаетесь с людьми в Интернете, чем в реальной жизни.
    7. Вы постоянно думаете о предыдущей on-line сессии и предвкушаете очередную.
    8. Вы игнорируете свои повседневные обязанности в семье и на работе. Не обращаете внимания на то, что происходит в обществе, как и на состояние своего здоровья.
    9. Вы не в состоянии ограничить время своего пребывания в Интернете.
    10. Вы пропускаете занятия, отказываетесь от встреч, мало спите ради возможности побыть в Интернете.
    11. Вы спасаетесь в Сети от проблем, таким образом заглушая в себе чувство беспомощности, вины, тревоги.
    12. Вы быстро устаете, раздражаетесь. У вас портится настроение от невозможности быть в сети. Вы испытываете непреодолимое желание как можно скорее вернуться к компьютеру.
    13. Вы скрываете от близких свои сеансы в Интернете и стараетесь в отсутствие членов семьи использовать свое время в Сети максимально.
    14. Вы отрицаете, что зависимы от Интернета.

Если вы обнаружили у себя три или более признака из этого списка, можно высказать предположение, что вы Интернет-зависимы.

Как развивается Интернет-зависимость

В развитии этой психологической проблемы можно выделить три стадии:

Первая стадия – выбор для себя подходящего варианта виртуальной реальности. В поисках варианта человек общается на форумах, чатах, различных конференциях различной тематики, играет в виртуальные игры.

Таким образом, формируется свой собственный сетевой стиль, с помощью которого можно компенсировать дефицит реального общения. Например, человек, который часто испытывает робость, не уверен в себе, вполне может при виртуальном общении войти в образ самоуверенного человека, даже можно сказать, агрессивного.

И общение в сети становится для него гораздо приятнее реального общения, но пока еще не занимает самое важное место в жизни.

Вторая стадия – цель переносится в виртуальную реальность. Происходит формирование зависимости.

Человек начинает проводить все больше времени в выбранном им пространстве, увеличивается количество собеседника, возрастает разнообразие тем для общения, отдаление от реальной жизни.

Как результат, сетевые взаимодействия перестают служить достижению реальных целей, и сами цели переносятся в виртуальное пространство. Общение в Сети становится чуть ли не единственной целью. Можно считать, что зависимость сформирована.

Например, неуверенный в себе человек использует Интернет не для получения информации, углубления знаний, необходимых в реальной жизни, а для повышения самооценки и своей значимости в глазах собеседников. Конечно, он начинает чувствовать себя не таким одиноким, как в реальности.

Третья стадия – стадия стабилизации. Зависимость переходит в хроническую форму. Со временем выбранное виртуальное взаимодействие уже не увлекает человека с прежней силой.

Он становится менее активным в сети и зависимость тоже не так выражена, как в начале. Человек возвращается в свою реальную жизнь, но без особого энтузиазма.

Зависимость дремлет в нем и может вспыхнуть при появлении новых интересных тем или собеседников, а так же, в стрессовых ситуациях.

Формы Интернет-зависимости

Можно выделить три основных формы Интернет-зависимости.

    Гейм – аддикция. Это зависимость от сетевых игр.
    Интернет-аддикция. Это зависимость от действий в Сети.
    Зависимость от неправовых действий в сети, например, хакерство и другие разновидности криминального программирования.

Скрытая угроза

Виртуальный мир мало чем отличается от реального. Он загадочный, неопределенный и изменчивый. Находясь в Интернете, человек может играть роли, которые сам же выбирает, как и в реальной жизни люди надевают маски, чтобы скрыть истинные чувства.

Виртуальный мир имеет свои преимущества перед реальным. В нем добиться успеха достаточно легко за счет творческой активности, можно скрыть недостатки, можно менять роли в зависимости от обстоятельств и собеседников.

В этом мире можно избежать ответственности, последствий любого поведения, осуждения. Человек в этом нематериальном мире чувствует себя защищенным и недоступным для наказания, он может смело высказывать свое мнение, даже такое, которое вряд ли бы решился высказать в реальности.

Опять же, пресловутая иллюзия защиты от одиночества, уход от реальных контактов, с которыми расходится во мнении.

Виртуальная реальность помогает погружаться в творческое состояние за счет необъятных возможностей поиска. Но важно, что создается ощущение действия при отсутствии связи с внешней реальностью, иллюзия пребывания в другом мире, времени, измерении. Стоит задуматься отличаются ли эти ощущения от наркотического опьянения.

Как Интернет-зависимость влияет на здоровье человека

Самое первое, что вы ощущаете, это ослабление зрения. Никакие очки и супермониторы не защитят ваши глаза от перенапряжения и переутомления. Глазные мышцы находятся в постоянном напряжении и как результат, теряют свою эластичность, вы ощущаете сухость и жжение.

Можно увидеть лопнувшие кровеносные сосуды на глазном белке, а в уголках глаз возникновение новых преждевременных морщин. Необходимо каждый час делать перерывы, вставать от компьютера и смотреть вдаль.

Еще помогут специальные упражнения для глаз, а так же, можно использовать специальные увлажняющие глазные капли, вроде Офтальгеля.

Еще одним негативным результатом злоупотребления Интернетом могут стать боли в спине, сутулость и сколиоз. К этому приводит сидячий, малоподвижный образ жизни. Приобрести эти проблемы просто, а вот лечение достаточно сложное.

В аптеках продаются специальные бандажи, позволяющие держать спину прямо, а плечи расправленными.

Если вы, все-таки, приобрели эти неприятности, то полезно будет заняться йогой или плаванием, да и другими видами спорта, чтобы не только поправить свое физическое здоровье, но и отвлечься от сетевого общения.

Есть ли выход?

Как и в большинстве реальных ситуаций, выход находится там же, где и вход. Чтобы вернуть человека в реальность подойдет любое занятие, которое может его увлечь, вызывающее позитивное настроение. Это могут быть занятия спортом, интересная работа, хобби или влюбленность.

На этом этапе близким людям просто необходимо его поддержать, и может быть, привлечь на помощь специалиста-психолога. Поскольку такого диагноза, как Интернет-зависимость, официально не существует, способы избавления от нее еще недостаточно изучены. В клиниках крупных городов ее пытаются лечить такими методами, как психотерапия, рефлексотерапия, активными занятиями спортом.

Если случай запущенный и налицо депрессия, раздражительность, агрессивность, то применяется медикаментозное лечение.

Несколько советов как самим попробовать справиться с Интернет-зависимостью

Прежде всего, важно осознать, что проблема существует и вы увязли во Всемирной Паутине, при этом у вас есть огромное желание из нее выбраться.

Засеките сколько времени каждый день вы теряете в Интернете, потом проанализируйте сколько этого времени вы потратили на дела, которые вам, действительно, необходимы. Последнее – это и есть дневной временной минимум присутствия в Интернете.

Предположим, это два часа в день. Каждый раз, включая компьютер, открывая Интернет-страницы, засекайте на часах ровно два часа и постарайтесь уложиться в эти временные рамки.

Это поможет вам не только бороться с зависимостью, но и пересмотреть продуктивность своего рабочего дня.

Для особо забывчивых есть разноцветные стикеры на мониторе с различными надписями, вроде «Интернету – Нет!» и др. Неважно какой запрет вы напишете на стикере, главное, чтобы сама надпись была яркой и бросалась в глаза.

Один из радикальных методов – блокировка сайтов, посещаемых вами без цели. Как правило, это социальные сети. Попросите системного администратора вашей фирмы закрыть вам доступ на эти сайты, объяснив все честно.

Если вы зависимы от домашнего компьютера, посчитайте свои убытки от оплаты Интернета и электричества и подумайте, что вы могли приобрести на эти деньги.

Хорошо было бы завести домашнее животное, например, кошку или собаку, ведь они требуют ухода и внимания.

Если эти советы вам не помогут, остается одно – обратитесь к психологу. Помните поговорку «Увяз коготок – всей птичке пропасть»? Вот и действуйте – выпутывайтесь из сетей Всемирной Паутины.

Татьяна Алёшина
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на мужской журнал manorama.ru обязательна!

Кроме того, читайте на сайте:

Манипуляции. Защита от манипуляций. Типы манипуляторов

Источник: https://www.manorama.ru/article/Internet_zavisimost.html

Интернет – зависимость – избавиться как, исследования | DEIF

Критерии оценки Интернет-зависимости

Тема, которая здесь предложена неблагодарная и плохо исследованная. Но если бы кто помог, особенно родителям с Интернет- зависимостью их детей, что то реальное сделать, избавиться от неё, лечить в конце концов, то благодарности не было бы границ.

Актуальность темы зависимости от Интернета

Что мы имеем сегодня? Пустые дворы, снижение преступности, интереса к спорту, книгам, необходимым знаниям к овладению профессией, дефекты скелета, бессонницу, проблемы со здоровьем и репродуктивной системы у мужчин. «Безразмерное» использование компьютера является растущей социальной проблемой, которая обсуждается во всем мире.

Интернет-зависимость (IAD) разрушает жизнь, вызывая неврологические осложнения, психологические расстройства и социальные последствия: отсутствие внимание к детям, устранение от их воспитания, распад семей, отрешенность от реальной жизни и разрешения её проблем. Есть и некоторые плюсы, но о не о них речь. Отдельно бы можно выделить «вирус» «легкого заработка в Интернете», который распространяются в лавине публикаций и спам — сообщений.

Специалисты о зависимости человека от Web- сети

Какие формулировки, вкладывают специалисты в термин — Интернет- зависимость? Прежде всего они говорят, что это психическое расстройство выражающееся в непреодолимом, навязчивом желанием войти в Интернет (даже без значимой цели), болезненное отсутствие способности выйти из Интернета (подвариант- из социальной сети). Различают еще и другой вид зависимости- игроманию, но в данной статье ней меньше всего будет уделено внимание.

Кто — нибудь от Интернет –зависимости избавляет, лечит? Да, но только в Южной Корее, во всяком случае они пионеры в этом деле — основатель – доктор Янг.

Он же «виновник» того, что критерии зависимости от всемирной сети соотносят с наркоманией и включают в психические расстройства (DSM).

Хуже того, американское медицинское общество по наркомании (ASAM) недавно выпустило новое определение наркомании, как хронического заболевания головного мозга. А начинал специалист свои исследования еще в 1996 году с проблемы игромании.

Сколько таких Интернет- зависимых людей? Всеобъемлющей статистики нет, предпринимались лишь разрозненные попытки исследований в отдельных странах. Называют разные цифры: от нескольких, до 10% процентов населения, по другим оценкам в некоторых регионах и странах до 38%. Однако нижний процент в отношении подростков и молодежи, видимо, надо умножать в разы.

Признаки и критерии зависимости от Интернета и компьютера

Краткие признаки Интернет- зависимости изложены выше. Можно добавить и такие критерии:

      1. Озабоченность Интернетом (обдумывание прошлой сессии и настрой на последующую).
      2. Всё большее использование во времени Интернета, чтобы достичь большего удовлетворения.
      3. Попытки урезать, ограничить, прекратить использование всемирной сети безуспешны.
      4. Беспокойство, капризы, депрессия или раздражительность при попытке сократить или прекратить использование Интернета.
      5. Пребывание на сайте дольше, чем первоначально предполагалось.
      6. Кроме того, хотя бы один из критериев ниже присутствует:6.1. угроза или риск потери отношений, работы, образования или карьеры из — за Интернета;
      6.2. обман членов семьи, терапевта, или других , чтобы скрыть масштабы участия в Интернете, в играх;
      6.3. использование Интернета как способа ухода от проблем или способ сброса дисфорических настроений (например, чувство беспомощности, вины, тревоги, депрессии).

Физиология и психология Web — зависимости

Поскольку зависимость от всемирной паутины принадлежит к наркомании, мозг посещение Интернета воспринимает как награду, так же как наркотик, алкоголь, и половое удовлетворение, и все больше исследований говорят в пользу того, что тут не обходится и без генетической предрасположенности.

Теория состоит в том, что люди с этой предрасположенностью не имеют достаточного количества дофаминовых рецепторов или имеют недостаточное количество серотонина / дофамина, в результате чего возникают трудности с ощущением нормального уровня удовольствия в мероприятиях, которые большинство людей сочли бы полезными.

Чтобы увеличить удовольствие, эти люди более склонны искать больше, чем в среднем участии в поведении, которые стимулируют увеличение дофамина, фактически давая им больше вознаграждения, но перемещая их к более высокому риску для наркомании.

Как лечить, избавиться от зависимости от Интернета?

Вряд ли полное воздержание от Интернета должно быть целью лечения и уменьшения влечения к компьютеру и электронным гаджетам.

    Одним из методов является

      1. Изучение шаблонов поведения зависимого человека и срыв этих шаблонов, одним из которых является переключение его на другой вид деятельности.

    Далее-

      2. Использовать внешние ограничители (реальные события или мероприятия, побуждающие пациента выйти из сети).
      3. Ограничение времени нахождения в Интернете и за компьютером.
      4. Воздержание от использования конкретных приложений (игр, социальной сети).
      5. Использование лимитируемых тарифных планов по трафику с разбивкой по дням.
      6. Помощь, проведение самоанализа посещения Интернета.
      7. Компенсация одиночества в реальной жизни.

Врачи пробуют и фармокологическое дополняющее лечение, которое производит обратный захват серотонина, что сократило время использование интернета в опытах почти в 2,5 раза.

В другом исследовании, специалисты Хан, Хван и Реншоу использовали бупропион (не-трициклический антидепрессант) и обнаружили существенное снижение влечения к интернет — видео играм, общего времени игры после шести недель применения лекарства.

Метилфенидат был использован Han и др. для лечения детей с диагнозом синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, зависимых от видео игр и интернета.

После восьми недель лечения, авторы осторожно предполагают , что метилфенидат может быть оценен в качестве потенциального лечения.

Согласно исследованию, проведенному Шапира и соавторами, стабилизаторы настроения также могут улучшить симптомы лечения болезни.

Несколько авторов отметили, что физические и упражнения, спорт могут компенсировать снижение уровня дофамина и зависимости от всемирной паутины.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является оправданной в связи с хорошими результатами в лечении других расстройств, включая и игроманию.

А мультимодальный подход к лечению характеризуется осуществлением нескольких различных видов лечения в некоторых случаях даже из различных дисциплин , таких как фармакология (психотропы), психотерапия и семейное консультирование, как одновременно, так и последовательно.

Корейские исследователи активно обучают родителей в их проблемах по Интернет и игровой зависимости их детей.

Опытная программа Restart основана на 45 дневном лечении в стационаре от алкогольной и Интернет- зависимости продемонстрировала в ¾ случаях успехи по уменьшению негативных симптомов у пациентов.

Автор данной статьи отмечает еще один фактор, на который почти никто не обращает внимание в части создания условий для большого времяпровождения в Интернете. Еще несколько лет назад подключение компьютеров к интернету производилось в расчете на один компьютер, и работать на нем фактически можно было лишь по очереди.

При массовом переходе подключений через WiFi в сети интернет уже способны работать все члены семьи одновременно и бесконтрольно, если позволяет скорость канала, которая определяется выбранным тарифным планом и физическими особенностями канала связи. В этом и один из способов тоже снижения вовлеченности проблемного пользователя в Интернет.

По теме, и полезно:
Интернет и здоровье, нет тяжелая излечимая болезнь.
Подписывайтесь, подробности — внизу страницы.

Источник: https://deepcool-ma.com/internet-zavisimost-izbavitsya-kak-issledovaniya/.html

Интернет-зависимость в подростковом возрасте

Критерии оценки Интернет-зависимости

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В самом общем видеИнтернет-зависимость определяется как”нехимическая зависимость отпользования Интернетом” [32]. В некоторыхпсихологических словаряхИнтерне́т-зави́симость определяют как,психическое расстройство, навязчивоежелание подключиться к Интернету иболезненная неспособность вовремяотключиться от Интернета [9, C.4].

Как мы видим, терминологияпроблемы еще не вполне устоялась.Применяются наименования “зависимостьот Интернета”, или “Интернет-аддикция”,а также “избыточное/патологическоеприменение Интернета”. При обилиинаименований специалисты достаточноедины в определении поведенческиххарактеристик, которые могли бы бытьотнесены к этому феномену (или синдрому).

Так, отмечаются неспособность и активноенежелание отвлечься даже на короткоевремя от работы в Интернете; досада ираздражение, возникающие при вынужденныхотвлечениях; стремление проводить заработой в Интернете все увеличивающиесяотрезки времени; побуждение тратить наобеспечение работы в Интернете всебольше денег; готовность лгать друзьями членам семьи, преуменьшая длительностьработы в Интернете; способность исклонность забывать при работе вИнтернете о домашних делах, учебе, важныхличных и деловых встречах и т.д.; стремлениеи способность освободиться на времяработы в Интернете от ранее возникнувшихчувств вины или беспомощности, отсостояний тревоги или депрессии,обретение ощущения эмоциональногоподъема и своеобразной эйфории; нежеланиепринимать критику подобного образажизни; готовность мириться с разрушениемсемьи, потерей друзей; пренебрежениесобственным здоровьем и, в частности,резкое сокращение длительности сна;избегание физической активности;пренебрежение личной гигиеной; постоянное”забывание” о еде; злоупотреблениекофе и другими тонизирующими средствами[15, C.110].

Исследователи приводятразличные критерии Интернет-зависимости.

Кимберли Янг приводит следующиечетыре симптома:

1. навязчивое желание проверитьe-mail;

2. постоянное ожиданиеследующего выхода в Интернет;

3. жалобы окружающих на то,что человек проводит слишком многовремени в Интернет;

4. жалобы окружающих на то,что человек тратит слишком много денегна Интернет [31].

Более развернутуюсистему критериев приводит И. Голдберг.По его мнению, можно констатироватьИнтернет-зависимость при наличии 3 илиболее пунктов из предложенных им (см.приложение 1) [34].

Общие чертамикомпьютерной зависимости являетсяхарактерный ряд психологических ифизических симптомов, тесно связанныхмежду собой:

Психологическиесимптомы:

  1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

  2. невозможность остановиться;

  3. увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

  4. пренебрежение семьей и друзьями;

  5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

  6. ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

  7. проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

1. синдром карпального канала(туннельное поражение нервных стволовруки, связанное с длительным перенапряжениеммышц);

2. сухость в глазах;

3. головные боли по типумигрени;

  1. боли в спине;

  2. нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

  3. пренебрежение личной гигиеной;

  4. расстройства сна, изменение режима сна [34].

Признанный авторитет в этойобласти К. Янг из Питсбургскогоуниверситета выделяет пять основныхкатегорий этой зависимости:

  1. Киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для “взрослых” или от киберпорнографии.

  2. Киберотношения. Зависимость от дружеских отношений, завязанных в комнатах общения, интерактивных играх и конференциях, которая заменяет реальных друзей и семью.

  3. Чрезмерная сетевая вовлеченность. Включает в себя вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через сеть.

  4. Информационная перегрузка. Чрезмерная вовлеченность в посещение вебсайтов и поиск по базам данных.

  5. Компьютерная зависимость. Навязчивые состояния в компьютерных играх или в программировании, в основном среди детей и подростков [31].

Причины и последствияИнтернет-зависимости

Если сравнивать Интернет-зависимостьс другими видами зависимостей, то можнообнаружить достаточное число общихчерт.

Большинство терапевтов сошлисьво мнении, что не Интернет делает человеказависимым, а человек, склонный кзависимости, находит деятельность,которая и становится объектом зависимости.

Ряд авторов считает, что существует такназываемый зависимый тип личности илюди имеющие такие черты попадают вгруппу риска.

Этими чертами являютсякрайняя несамостоятельность, не умениеотказать, сказать “нет” из-за страхабыть отвергнутым другими людьми,ранимость критикой или неодобрением,не желание брать на себя ответственностьи принимать решения, и как следствиесильное подчинение значимым людям; всеэто характеризует пассивную жизненнуюпозицию, когда человек отказываетсяпервым вступать в контакт с окружающимии самостоятельно принимать решениях[18, C. 193].

По статистике, к кибер-зависимостисклонны люди с двумя типа дезориентации:социальной и сексуальной [2, C.57].

Социальнаядезориентация выражаетсяв низкой самооценке, в избегании проблеми ответственности, в попытках отвлечьсяот какой-либо другой зависимости.

Такжесоциальная дезадаптация характеризуетсяузким кругом общения, не умениемвысказать, поделиться своими переживаниями,не достатком близких отношений,импульсивностью, не умением спланироватьсвое время, добиваться поставленныхцелей и хорошо планировать своюдеятельность.

Эти люди, часто отказываютсяот ранее намеченных целей и как следствиепребывают в состоянии депрессии. Крометого, для зависимого типа личностисвойственны страх одиночества.

Сексуальнодезориентированныеинтернет-зависимые – это вообще новыйтип человека, достойный отдельногоописания. По статистике, каждый пятыйпользователь так или иначе вовлечён всексуальную онлайновую деятельность.

Драматизм данного вида зависимости дляподростков заключается в том, что оннастигает их в переходном возрасте, вмомент полового созревания, и тогда уподростка формируется асоциальноепредставление о сексе. Для понимания,что делает киберсекс зависимостью, К.

Янг предлагает следующую модель:доступность – контроль – возбуждение,которые являются тремя базовыми причинамиэтой зависимости [31]. Распознать появлениеу человека киберсексуальной зависимостипоможет выявление первых признаков(см. приложение 2).

Интернет удовлетворяет многиесознательные и подсознательныепотребности пользователей. Он содержитвсе, чем может быть увлечен пользователь.И это основная причина, объясняющаяпристрастие к Интернету.

Согласно даннымпоследних исследований уход в мирфантазий стал одной из распространенныхстратегий поведения современной молодежив трудных жизненных ситуациях.

Ужесуществуют концепции, согласно которым”алкоголем” постиндустриальнойэпохи были наркотики, а в информационнуюим станут компьютерные игры [20].

Подводя итоги, ответимна вопрос, так что же делает Интернетпритягательным в качестве средства”ухода” от реальности? Это:

1) возможность анонимногообщения;

2) возможность для реализациипредставлений, фантазий с обратнойсвязью (в том числе возможность создаватьновые образы “Я”; вербализацияпредставлений и/или фантазий, не возможныхдля реализации в обычном мире, например,киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);

3) чрезвычайно широкаявозможность поиска нового собеседника,удовлетворяющего практически любым;

  1. неограниченный доступ к информации [31].

Выводы.

1. Обсуждение данного феноменаначалось не так давно: в 1994 г.К. Янг.Термин “интернет-зависимость” в1996 году предложил доктор Айвен Голдберг.В настоящее время интенсивно обсуждаетсяи исследуется феномен “зависимостиот Интернета”, или Интернет-аддикции.

В самом общем виде Интернет-зависимостьопределяется как “нехимическаязависимость от пользования Интернетом”.

Вопрос о самом существовании заболевания,именуемого зависимостью от Интернета,остается нерешенным, и изучение этогофеномена нуждается в дальнейшем изучении.

2. Компьютерные технологииоказывают глубокое воздействие напсихику и сознание человека. Психиатрияуже признала факт зомбирующей и отупляющейроли интернета. По мнению рядаисследователей, негативное влияниеИнтернета находится в прямой пропорцииот личности пользователя.

Благодаряобщению в Интернете люди, склонные ксозданию зависимостей, компенсируютсвои потребности в общении и чувствезащищенности. Зачастую Интернет -зависимость – это следствие гиперкомпенсациивнутриличностных проблем человека.

Специалисты утверждают, что люди,”подсевшие” на интернет, вдействительности очень часто одинокиили испытывают проблемы в общении.Кимберли Янг выяснила, что большая частьИнтернет-зависимых (91 %) пользуетсясервисами Интернет, связанными с общением[13].

Другую часть зависимых привлекаютинформационные сервисы сети.

3. По данным исследований,количество молодежи в Интернете растетбыстрее, чем количество представителейдругих возрастных групп [37].

4. В качестве причин,способствующих формированиюИнтернет-зависимости, различные авторывыделяют анонимность, доступность,невидимость, множественность, безопасность,простоту использования [31].

ГлаваII. Влияние Интернет-зависимости наразвитие личности подростка

Сегодня человечествостолкнулось с проблемой последствийсвязи “компьютер-психика”. В данныймомент уже не вызывает сомнений тотфакт, что воздействие, которое Интернетможет оказать на личность пользователя,является глубоким и системным. А.Е.

Войскунский с соавторами, подводя итогначальному этапу психологическихисследований Интернета, указывает, чтовлияние на личностное развитиеинформационных технологий не можетбыть однозначно квалифицировано какположительное или отрицательное: нарядус негативными трансформациями личностипри, так называемой, Интернет-аддикции,существует возможность позитивногоразвития отдельных способностей[4,C.12]. Да, в цепочке “подросток -компьютер – интернет” возможно дваварианта развития их взаимосвязи:”положительный” и “отрицательный”.Во втором случаи при частом использованиикомпьютера и интернета возникаютпсихологические проявленияинтернет-зависимости, которая выражаетсяв большом количестве проблем поведенияи контроля над влечениями, и в итоге кизменению личности в целом [19, C.22].

В связи с поставленной задачейпостараемся систематизировать и обобщитьнемногочисленные данные о трансформирующимвлиянии зависимости от Интернета наличность подростка, а также постараемсяответить на вопрос, почему именноподростки оказываются на сегодняшнийдень в основной группе риска формированияновой формы аддиктивного поведения(количество интернет-зависимых подростковв разных странах колеблется от 1,4% до17,9%).

Психологическиеособенности подростка

Подросток – эторазвивающая личность, ищущая ответы нажизненно-необходимые для него вопросы:”Кто я?”, “Зачем я?”, “Для когоя?” и “Каков я?”.

В подростковомвозрасте индивид выходит на качественноновую социальную позицию, в это времяформируется его сознательное отношениек себе как к члену общества.

Следовательно,от того, как протекает социальнаяориентация в этот период, зависит оченьмногое в формировании социальныхустановок человека [28, C.172].

Для каждого возрастногопериода характерен ведущий типдеятельности, и именно он оказываетсущественное влияние на формированиеопределенной иерархии мотивов, наразвитие процесса целеполагания. Дляподросткового возраста характернадеятельность, направленная на усвоениенорм взаимоотношений, в большей степенисо сверстниками.

Эта сторона жизнииндивида получает выражение в общественнополезной деятельности, отвечающеймотивационно-потребностной сфереличности подростка, реализуется егопотребность в самоопределении, всамовыражении, в признании взрослымиего активности [16, C.234].

В этот периодонтогенеза складываются наиболееблагоприятные условия для проявленияи закрепления общественной сущностичеловека [16,C.118].

Подростковый возрастотносится к критическому периодупсихического развития. Остро протекающийпсихический перелом обусловливает егоисключительную сложность и противоречивость.

В возрастной физиологии критическиепериоды рассматриваются с точки зрениявозможности нарушения нормального ходаразвития, а в психологии этим терминомобозначается чувствительность ребенкак формированию воздействий.

В отличииот стабильных, критические периодыявляются поворотными пунктами развития,когда в относительно короткий промежутоквремени происходят кардинальные сдвигив формировании личности [28, C.183].

Известно,что важнейшим психологическимновообразованием данного возрастаявляется становление самосознания.Важным признаком, характеризующимсамосознание подростка, считаетсячувство взрослости. Таким образом,подросток ставит себя в ситуациювзрослого в системе реальных отношений[28, 179].

Итак, психологическиеособенности возраста определяютсякомплексом обстоятельств, прежде всегообщественными условиями и образом жизниподростка, воспитанием и характеромего практической деятельности. В этотпериод происходит поиск новой деятельности.И от того, какая деятельность станетведущей в жизни подростка, зависитстановление его личности.

Источник: https://works.doklad.ru/view/eW4mCE2iCDM/2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.