Мозг гения

Содержание

Гением надо родиться

Мозг гения
Гений дорого платит за гениальность. Ему тяжело в этом мире. Он с самого начала не такой, как все.

– Называя кого-то гением, что мы имеем в виду? Ну, не в том приземленном, хотя по-своему тоже высоком смысле, когда, например, этим званием хозяин квартиры награждает сантехника, путем искусных манипуляций и применения чудодейственной лексики устранившего-таки коварную, упрямо не поддававшуюся исправительному воздействию протечку в канализации. Я говорю сейчас о гениях, признанных таковыми историей. Их гениальность – она чем объясняется? Это некие свойства мозга? Особенности психофизики?

– Прямо скажу, я не специалист по гениальности и не знаю, есть ли такие специалисты, кроме классиков, которые писали на эту тему теоретические работы. Я вам лучше конкретный пример приведу. Когда Эйнштейн отошел в лучший мир, его мозг был украден.

Судя по всему, он был украден патологоанатомом. Но, к счастью, не поврежден и сохранился до времени, когда его стало возможно исследовать томографически. Как сообщили потом те, кто проводил это исследование, с таким мозгом Эйнштейн не мог не быть гением.

– Этот мозг был нестандартно большого размера? Или значительно тяжелее мозга обычного человека?

– Размер и вес не имеют значения, он был даже меньше, чем у среднего человека.

– А что же имеет значение?

– Извилины. У Эйнштейна извилины не вполне такие, как у среднего человека.

Часть, которая соединяет правое и левое полушария – corpus callosum, такой перешеек между правым и левым мозгом, у Эйнштейна более мощная, гораздо плотнее и сама нейронная сеть.

Это говорит о том, что у него, кроме левого полушария, решающего логические задачи, которые решал Эйнштейн, очень сильно задействован правый мозг.

Гением надо родиться, это бесспорно. Но уже родившись гением, ты можешь им не стать, если не повезет

– Можно ли сказать в таком случае, что гениальность – это физиологическая патология?

– В определенном смысле – да. Хотя это трудный вопрос. Все-таки в строгом смысле это патологией называть не стоит. В средние века у людей были другие и вес, и рост, чем у наших современников.

Значит, отклонение от некой средней “договорной” величины является патологией по определению. Как в сторону беды, так и в сторону гениальности. Разумеется, гениальность – не норма.

Но одновременно с гениальностью может наблюдаться и реальная патология.

– Психическая, например?

– Гениальность может сопровождаться любой патологией, в том числе и психической. Гений дорого платит за свою гениальность.

– Чем именно?

– Тем, что ему тяжело в этом мире. Он с самого начала не такой, как все. Он находится под разнообразным прессингом. Например, ему могут внушать, что он умственно неполноценный (так как другой). Эйнштейн очень медленно развивался.

Его чуть ли в школу не брали, считали, что он вообще никуда не годится. Гениев, которые с точки зрения обывателя были бы “нормальными”, практически не существует. Среди них немало сильно пьющих людей.

Среди них большой процент тех, кто либо заканчивает суицидом, либо делает такие попытки. С ними совершенно невыносимо жить близким…

– Кроме того, гении часто склонны к чудачествам. Академик Сахаров, например, жарил селедку.

– Да, он любил теплое. Возможно, поэтому ему нравилось мыть посуду: доставляла удовольствие теплая вода, бегущая по рукам, он пел в это время… А вот, скажем, Эйнштейн играл на скрипке. Хорошо или плохо играл, я не знаю. По некоторым отзывам, играл плохо.

А зачем он это делал? Можно предположить, что игра на скрипке была для него формой отдыха. Но не только. Я думаю, это была еще и настройка мозгов на другой лад, на другой тип мышления. Я допускаю, что когда Эйнштейн начинал играть на скрипке, он подсознательно включался в другое состояние.

Чтобы тебе что-то открылось, ты должен как бы отпустить регулировки. Выйти в свободное плавание. Сейчас специалисты пишут: освободите мозг, дайте ему жить, как он хочет. Хочет бездельничать – пусть бездельничает. Хочет думать о глупостях – пусть думает о глупостях.

Потому что все это лишь переключение в другой регистр, на другой тип мыслительной деятельности, которая в какой-то момент приведет к озарению.

– Озарение, вдохновение – что это такое в физиологическом смысле?

– Думаю, это перенастройка мозга в сторону “дефолтного состояния”. Если серьезного поэта, не рифмоплета, спросить, как пришли ему на ум те или иные строчки, он, скорее всего, ответит: “Сам не знаю. Посреди ночи проснулся, вскочил и записал. Утром смотрю – стихотворение”.

– А можно какими-то способами пробуждать в себе вдохновение, провоцировать его?

– Когда Эйнштейн брался за скрипку, он, мне кажется, именно это и делал.

Глупость тоже может передаваться по наследству

– В человеческом мозге есть отделы, отвечающие за определенную одаренность? Например, за музыкальную или шахматную?

– Что меня в мозге, если так можно сказать, раздражает, так это то, что там есть одновременно локализованные вещи и нелокализованные.

Например, если несчастье произошло в такой-то зоне мозга, то есть все основания ожидать, что у человека, допустим, отключится речь или он потеряет способность мыслить адекватно.

А если, положим, у него будет повреждено правое полушарие, то с большой долей вероятности он перестанет понимать юмор. Или перестанет узнавать лица, не сможет узнать даже собственную жену. То есть мы заранее знаем, что произойдет при повреждении той или иной зоны мозга.

Но если мы об этом забудем и отправим здорового человека в томограф и будем ему давать разные задания, которые хитроумно придумаем, то увидим большую нейронную сеть, чрезвычайно сложно работающую. И окажется, что левое полушарие, отвечающее за речь, работает очень разнонаправленно.

– Значит, в мозге есть зоны, связанные и со способностями к музыке, например?

– Это вопрос на тему “курица и яйцо”. У человека потому эта зона так серьезно работает, что всю жизнь он занят музыкой? Или он потому всю жизнь занят музыкой, что имел к ней природную предрасположенность? Есть известная история про лондонских таксистов, у которых огромная зона мозга связана с ориентацией в пространстве и памятью.

Лондонские таксисты, как мы знаем, сдают кошмарный экзамен, прежде чем получают право обслуживать пассажиров. Они должны знать, как им проехать на любую улицу, в любой квартал, к любому дому.

Эта зона мозга развита потому, что они много лет ездят по Лондону, или потому, что природа наградила их способностью ориентироваться в пространстве? Конечно, вряд ли кто-то рождается таксистом. Но это не снимает сложности вопроса.

Если вы возьмете мозг новорожденного ребенка, вы никогда не сможете сказать, станет этот ребенок Эйнштейном или нет, потому что мозг развивается. Даже если ребенок родился гением, по его детскому мозгу этого не видно. Но то, что гениальность имеет семейную природу, – это несомненно.

– Вы хотите сказать, гениальность может передаваться по наследству?

– Не станем называть это гениальностью, но ум, одаренность, способность к определенному роду занятий зачастую передаются.

– А глупость?

– Я считаю, что и она может передаваться. Гением надо родиться, это бесспорно. Невозможно сделаться гением в результате воспитания. Но уже родившись гением, ты можешь им не стать, если не повезет.

Перельман живет так, как может и как хочет

– Что такое горе от ума?

– Коварный вопрос. Я бы на него ответила так. Бывают гипертрофированные способности к чему-то. Допустим, к счету. И тогда у человека все силы организма уходят на это. Вспомним Перельмана, гениального математика, доказавшего гипотезу Пуанкаре. Он же просто не от мира сего. У него абсолютно неадекватное поведение.

Он социально полностью безответственный. Взрослый человек (ему сейчас пятьдесят), который с мамой за руку ходит в магазин, чтобы ему в сумку положили батон и кефир. Это аутистическое поведение. Он гений, конечно. Но при этом абсолютно неадекватен. Это горе от ума. Поэтому умные шведы, которые его пригрели, поступили правильно.

Ему ведь ничего не надо. Если бы было надо, он бы с удовольствием взял присужденную ему премию в миллион долларов. А он не взял. И они от него отстали. Они ему дали двухкомнатную квартиру, минимальное содержание, достаточное для того, чтобы жить в Швеции. А ему больше и не надо ничего. Ему нужно, чтобы его оставили в покое.

Он живет так, как может и как хочет. И дорого платит за свою гениальность.

Это бремя и это судьба

– Гениальность – это бремя?

– Это, конечно, бремя. И это судьба. Я думаю, что у гениев свобода воли отсутствует. Биографии многих гениальных людей говорят о том, что эти люди выбирали себе жизнь гораздо более сложную и трудную, чем могли бы вести. Назовем здесь Эдгара Дега. Знаменитая семья с солидным достатком. Ему отец говорил: “Ты в эти игры не играй.

Что ты там по борделям ходишь в Париже? Ты живи, как наша семья живет, и все у тебя будет”. И он мог бы так жить, только мировая культура в этом случае не имела бы Дега. Понимаете, он заведомо пошел на жизнь, в которой были финансовые трудности. Он тяжело жил. Но шел на это. Это то, чему он просто не мог сопротивляться.

Значит, гения что-то ведет. Или возьмем более благополучный случай – Чарльз Дарвин. Из приличной семьи, как сказали бы сейчас. Теологическое образование имел. По всем своим данным должен был бы стать врачом или юристом. А он, поссорившись с семейством, садится на известный корабль “Бигль” и отправляется в кругосветное путешествие.

И мир получает Дарвина.

За редким исключением у женщин все-таки другой мозг

– В каком-то своем интервью вы сказали, что среди женщин гении встречаются редко. Вы даже категоричней сказали: среди женщин нет гениев. Почему вы так думаете?

– Гении среди женщин, конечно, есть, но их ничтожное количество. Первое, что здесь приходит в голову, – Софья Ковалевская и Мария Склодовская-Кюри. Есть и женщины – нобелевские лауреаты. Но все равно это очень небольшой процент.

– Вы это чем объясняете?

– Феминистки, которых я терпеть не могу, скажут: это из-за того, что женщин веками держали только на кухне и в спальне. Меня не устраивает такой ответ. На кухне и в спальне женщин уже давно не держат, а что-то не видно серьезного результата. Поэтому я думаю, что за редким исключением у женщин все-таки другой мозг.

Я не хочу сказать, что он плохой. Я хочу сказать, что он другой. Например, точно известно, что мужской мозг имеет гораздо большее количество нейронных связей внутри полушарий. Но у женщин более пространная нейронная сеть. И тому есть эволюционное объяснение. Женское дело такое – гнездо сохранить, потомство вырастить.

А значит, нужно уметь договариваться, нельзя находиться в состоянии вражды со всеми. Именно по этой эволюционной причине женщины хорошие переговорщики. Хотя большинство дипломатов все-таки мужчины.

А те женщины, которые становятся премьер-министрами, как Тереза Мэй, или министрами обороны, как не однажды бывало во Франции, – это очень жесткие женщины. В ментальном смысле они более жесткие, чем мужчины. И здесь опять встает вопрос о курице и яйце.

Она стала министром обороны, потому что родилась такой? Или ее жизнь к этому привела? Я не хочу сейчас влезать в политику, но если бы президентом США стала Хиллари Клинтон (притом что Трамп совсем не мой герой), уже была бы третья мировая война.

Конечно, женщины могут побеждать в интеллектуальном состязании с мужчинами, но не на самом высоком уровне. Я вот, например, доктор наук по двум совсем разным наукам. Но Эйнштейна из меня не выйдет, я это знаю наверняка, и у меня нет никаких сожалений по этому поводу.

Нравственный человек, совершив опасное для человечества открытие, должен его уничтожить

– Для вас гениальность имеет нравственную составляющую?

– Да.

– Гений и злодейство несовместны, на ваш взгляд?

– Они совместны. Не в том смысле, что мне это нравится, нет, мне это совсем не нравится, но здесь есть проблема. Нравственный человек, совершив опасное для человечества открытие, должен его уничтожить. Гений никогда этого не сделает. Хотя Эйнштейн писал: если бы я знал, что случится в Хиросиме и Нагасаки, я бы выбросил то, что открыл.

Я не знаю, как мы из этой ловушки выберемся и удастся ли нам выбраться, но по нравственным соображениям, пусть даже очень высоким, в науке ничего запретить нельзя. Всегда найдется богатый человек, который купит остров посреди Атлантики, бросит огромные деньги на аппаратуру, химические вещества, зарплаты…

Все это даст ученым, которые тоже найдутся, потому что любой из них будет вправе сказать: я никогда не смогу проделать эту работу в других условиях, а здесь мне дали все, и я вам клонирую, кого хотите. Поэтому ООН может запрещать клонирование сколько угодно. Ничего не выйдет. Будут манипуляции с генами. Будут клонировать людей.

Все это произойдет. Если мы, конечно, раньше не взорвемся.

Татьяна Черниговская – российский филолог, специалист в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических, доктор филологических наук. Родилась в Ленинграде. Окончила филологический факультет Ленинградского государственного университета.

Специализировалась в области экспериментальной фонетики. До 1998 года работала в Институте эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН. Занималась экспериментальными и клиническими исследованиями ментального лексикона носителей русского языка.

По ее инициативе в 2000 году была открыта учебная специализация “Психолингвистика”. Читает курсы “Психолингвистика”, “Нейролингвистика”, “Когнитивные процессы и мозг”. Неоднократно была приглашенным лектором в крупнейших университетах США и Европы, координатором международных симпозиумов.

Вела циклы телевизионных передач на канале “Культура”: “Звездное небо мышления”, “Покажем зеркало природе”, еженедельную интеллектуальную программу на “5 канале”.

Источник: https://netrmed.livejournal.com/444126.html

Что такое гениальность и как стать гением?

Мозг гения

Признайтесь, вы хоть раз пытались найти у себя признаки гениальности. Нет? А как же фраза: «Ну, разве я не гений?!» Сколько раз вы произносили ее, сделав что-то исключительное, до чего не додумались окружающие? Но гениальность заключается вовсе не в одной умной вещи, пришедшей на ум.

Гениальность – это целый комплекс умственных, творческих и деятельных возможностей, которые выражаются в постоянном проявлении себя. Хотя вопросов в этой области очень и очень много.

Кто такие гении? По каким параметрам определяют гениального человека? И можно ли воспитать в себе гениальность?

Определение и теории проявления

Понятие «гениальность» происходит от латинского genius, что означает дух, род. Определений у слова очень много, но все они сводятся к тому, что это наивысшая степень проявления человеческих умственных и духовных сил. Существует 5 теорий появления гениальности. Рассмотрим каждую из них подробно.

Биологическая

Суть теории: гении рождаются в результате особой перестройки генов. Исследования велись с разных точек зрения. Выдвигались версии, что на возможность родить гения может влиять все, что угодно, от активности сперматозоидов до силы материнского инстинкта.

Сегодня ученые склоняются к мнению, что гениальность зависит не от одного гена, а от целой комбинации. Но почему тогда у гениальных родителей рождаются обычные дети. Недаром же говорят, что природа отдыхает на детях гениев.

Возможно, что уникальное ДНК как-то переходит через поколения, но пока это только гипотезы.

Историческая

Эта теория по-своему отвечает на вопрос, что такое гениальность. Если современники признали твое творчество успешным и отличным от других, значит, ты вправе называться гением.

Но на практике чаще бывает так, что признание человек получает не от современников, а уже спустя многие годы.

Поэтому картины не особо известных в то время художников сегодня стоят миллионы долларов.

Психологическая

Суть: мозг гения уникален, благодаря самобытности человека. Т.е., сочетание свойств и качеств личности, отражение его интеллектуальных и нравственно-психологических черт и приводит к тому, что человек становится гениальным. Иначе говоря, гения отличает оригинальность. И в этом есть доля истины: почти у каждого поэта, художника или скульптора прослеживается собственный стиль.

Эзотерическая (мистическая)

Теоретики в этой области исходили из вопроса, как мыслят гении, и сделали вывод, что такой ум мог возникнуть у человека только под действием неведомых сил или некоего существа высшего рода.

Это своеобразный феномен гениальности, отличительный признак гения. И создать его искусственно невозможно. Гений по эзотерической теории – ребенок высшего мира, который недоступен простому обывателю.

Патологическая

Наиболее правдивая на сегодняшний день. Гениальность в ней граничит с безумием или какими-либо психическими отклонениями. Возникла теория психопатологии из анализа биографий признанных гениев. Ведь известно, что Леонардо да Винчи страдал психическим расстройством – прокрастинацией.

Он боялся откладывать важные дела на потом, но все равно постоянно отвлекался на бытовую ерунду. У Николы Тесла была фобия: он панически боялся человеческих волос. Неспроста и главного персонажа американского телесериала про ученых Шелдона Купера («Теория Большого взрыва») наделили различными странностями.

Он страдал ананкастным расстройством личности, мизофобией, был ипохондриком и т.д.

Не гений ли я?

На основании различных определений гениальности и исследований на эту тему можно выделить 10 признаков того, что ты гений. Они неоднозначны, и кто-то может с этим поспорить, но если вы найдете у себя хотя бы треть, то впору говорить о своей гениальной натуре.

  1. Знание хотя бы одного иностранного языка. Особенно, если человек выучил его непроизвольно и легко. Хотя истинные гении обычно свободно говорят на нескольких языках.
  2. Высокий уровень IQ (более 150). Проверить его можно онлайн. Только, чур, не хитрить.
  3. Предпочтение кошек собакам. Те, кто больше любит спокойных домашних животных, менее общительны. Любители активных псов же, наоборот.
  4. Вы – старший ребенок в семье. Это связано не с генетикой, а с особым отношением родителей к первенцу.
  5. Вы неравнодушны к алкоголю. Никто не говорит об алкоголизме, но бокал вина за ужином или рюмка коньяка перед сном – благое дело для вас.
  6. Вы левша. Когнитивные способности у левшей выше, чем у правшей.
  7. Отличное чувство юмора. Это говорит об особенном восприятии окружающего мира и людей.
  8. Вы часто переживаете (за себя, за близких, за отдаленные вещи типа брошенных детей и т.п.)
  9. Вы лентяй. Прокрастинация присуща многим гениям.
  10. Вы сомневаетесь в своей гениальности. Действительно, мозг гения обычно отрицает эту информацию, чтобы было к чему стремиться.

Теперь вы знаете, как распознать гения в самом себе или другом человеке. Конечно, это не специфические и не характерные признаки. Поэтому не стоит впадать в крайность и на их основании делать вывод, что гений – это ленивый алкоголик-левша, который живет с кошками и занимается написанием юмористических сценариев. Но что-то гениальное в таком человеке точно есть.

Как развить?

И опять же, если основываться на признаках гениальности, кто-то может решить, что нужно начать пить или завести кошку. Гением считается человек, которого подсознательно влечет ко всему этому.

В таком случае, можно ли стать гением, и как это сделать? Психология имеет ответ и на этот вопрос. Все-таки гениальность – не врожденный дар, и ее можно развивать.

Еще Томас Эдисон писал, что «Гений – это только 1% вдохновения и 99% работы над собой».

Для самых целеустремленных и уверенных в себе людей психологи выделили 10 способов, как стать гением.
  1. Регулярная физическая активность. Это улучшает кровоснабжение и работу мозга.
  2. Полноценный сон. Во время отдыха мозг генерирует идеи еще более усиленно.
  3. Сбалансированное питание. Мозгу нужны определенные витамины и микроэлементы, которые есть в рыбе, мясе, сыре, овощах, фруктах, горьком шоколаде, орехах.
  4. Изучение языков. Отличная тренировка скрытых мозговых ресурсов. А знакомство с новой культурой помогает узнать много интересных вещей и пообщаться с иностранными лицами.
  5. Игра на музыкальном инструменте. Это стимуляция мелкой моторики, развитие таланта и гибкости ума.
  6. Творческий подход. Это поможет стать гениальным благодаря развитию неординарного мышления.
  7. Нейробика. Это как аэробика, только тренировать надо мозг. Попробуйте внести в свои привычные дела что-то новое. Пишите нерабочей рукой, спрячьте на неделю пульт от телевизора, освойте метод слепой печати и т.д.
  8. Умственная гимнастика. В Интернете полно логических задачек и примеров, решая которые, вы сможете развивать логику, восприятие, наблюдательность, память, внимание и скорость реакции, узнавать что-то новое.
  9. Решение сложных задач. Не бойтесь браться за те дела, которые вам поначалу кажутся невыполнимыми. Это в любом случае поможет получить опыт и развить стремление.
  10. Регулярная мозговая активность. Нельзя проводить ни одного дня в пассивных мыслях. Мозгу требуются ежедневные нагрузки для сохранения остроты ума.

Генетическая психопатология

Если взглянуть на так называемую гениальную элиту, то примерно 80-85% всех ее представителей окажутся психически неуравновешенными людьми. И у многих из них были проблемы в семье. Возьмем даже самых известных людей. У А.С. Пушкина была вспыльчивая мать. Критика Белинского В.Г. в детстве били родители.

Дедушка А.А. Блока закончил жизнь в психбольнице. Отец Д.Байрона лишил себя жизни. А А.Шопенгауэр стал философом во многом благодаря своей гениальной матери, которая написала порядка 25-ти литературных сочинений.

Список можно продолжать очень долго: в биографии почти каждого одаренного человека есть подобные истории.

В 30-е годы ХХ века доктором психотехнических наук Г.В. Сегалиным был введено такое понятие как «эвропатология», которое обобщало психопатологию и генетическую предрасположенность гениев. Ученый долго изучал, как становятся гениями.

Сегалин был уверен, что гениальность нельзя рассматривать только с точки зрения психических отклонений. Иначе говоря, не все гении – психи, и не все психи – гении. Но на вопрос: есть ли на свете нормальные гении, Сегалин отвечает прямо.

Все же, по его мнению, у гениального человека не может быть абсолютного психического здоровья.

Оцените эту статью:

Всего : 95

4.27 95

Источник: https://mozgius.ru/psihologiya/lichnost/genialnost.html

Мозг гениев

Мозг гения

Мозг видоизменяется не только в ходе эволюции, но и на протяжении отдельно взятой жизни. Мозг плода, находящегося в чреве матери, постоянно развивается, и число его нейронов многократно увеличивается.

В мозге новорожденного содержится даже больше нейронов, чем в мозге взрослого человека! То есть некоторые из этих клеток потом удаляются организмом. Однако основным различием между мозгом новорожденного и мозгом взрослого является число соединений между нейронами.

У младенца их гораздо меньше, но с самых первых дней жизни оно постоянно растет. Именно это делает возможным обучение.
У него много нейронов
В пожилом возрасте развитие мозга постелено замедляется

Стареет ли мозг?

У взрослого, равно как и у старого человека, мозг сохраняет способность к развитию новых связей между нейронами, но с меньшей скоростью, чем у ребенка и подростка. Нейроны также могут умирать или работать менее эффективно.

Так, похоже, что у пожилых людей передача информации происходит несколько медленнее. И, наконец, вследствие некоторых связанных со старостью болезней, например болезни Альцгеймера, число нейронов может значительно уменьшаться.

У таких больных происходят расстройство памяти и нарушение мыслительной деятельности.

Мозг гениев и одаренных людей вовсе не больше и не тяжелее, чем мозг обычного человека. Но при этом он функционирует несколько иначе. Так, исследователи обнаружили, что одаренные люди гораздо больше, чем другие, используют работу правого полушария мозга, ответственного за анализ форм и их расположение в пространстве.

Похоже, что у них (особенно у музыкальных талантов) гораздо быстрее происходит обмен информацией между двумя полушариями. И, наконец, люди, которых принято считать одаренными, очень часто обладают исключительно развитой кратковременной памятью (той, что позволяет сохранять информацию на протяжении нескольких секунд).

Для чего нужны тесты IQ

Тесты по измерению коэффициента интеллекта (IQ) не измеряют того, насколько человек умен. Они лишь дают возможность понять, насколько развиты у него определенные способности – речевые, логические, способность к запоминанию…

Можно сказать, что эти тесты измеряют уровень конкретных способностей (в лингвистике, математике…). Но речь идет лишь об уровне, существующем в конкретных областях и в конкретное время.

А ведь надо, чтобы эти возможности были приспособлены к нуждам того или иного индивидуума и к нуждам окружения, в котором он живет.

Гении больше используют правое полушарие

Разный размер у животных

У всех позвоночных есть мозг, работа которого строится на одинаковых принципах. Но в зависимости от конкретного вида он может быть более или менее развит. Так, у рептилий и рыб он весит всего несколько граммов, тогда как у слонов он в три-четыре раза больше мозга человека!
Но объем мозга мало что значит.

Иначе самым умным из млекопитающих был бы кит, чей мозг весит 7-8 кг. Необходимо сопоставлять размер мозга и размер тела, так как чем больше тело, тем больше должен быть мозг, им управляющий. Заметим, что вес человеческого мозга составляет 2 % веса его тела – он самый большой в животном мире. По этой шкале за человеком следуют обезьяны и дельфины.

Стоит отметить любопытный факт, что у попугаев мозг также очень велик в пропорции к телу.

В первые дни жизни в мозгу возникает 250000 нейронов в минуту!
Мозг мыши

Есть ли мозг у насекомых и растений?

У насекомых тоже есть мозг. Только он гораздо меньше, чем у млекопитающих, и содержит гораздо меньше нейронов. Также у насекомых отсутствуют имеющиеся у позвоночных мозговые центры.

Но имеющиеся несколько тысяч нейронов позволяют им управлять мышцами и достаточны для жизнедеятельности. При этом, похоже, что насекомые не способны испытывать боль. А вот у растений нервной системы нет. Кстати, именно поэтому они не могут передвигаться.

Загадка высокой социальной организации муравьев всегда увлекала исследователей

Разум человека и разум муравьев

Человеческий мозг часто расценивают как самый развитый в животном мире. Однако степень разумности не меряется величиной мозга. С научной точки зрения разум – способность организма приспосабливаться к среде.

Если смотреть на вещи в таком свете, то человек вовсе не обладает монополией на разум. Действительно, некоторые виды пребывают в большей гармонии с окружающей средой. Например, муравьи. Возможно, что они переживут людей, несмотря на то что мозг у них крошечный.

У медведя коала, который спит 80 % своей жизни, совсем маленький мозг.

Источник: https://www.what-this.ru/people/brain_departments/brain_of_genius.php

Мозги великих людей (4 фото)

Мозг гения

16 декабря 2015 nlo-mir Чудеса науки

Известный учёный-криминалист XIX века Чезаре Ломброзо утверждал, что гениальность есть ненормальная деятельность мозга, граничащая с эпилептоидным психозом. «Гениальность — это поломка мозга», — через сто лет поддержал его директор Института мозга человека Святослав Медведев.

  • 1 Дураки, умники, гении
  • 2 Пантеон мозгов
  • 3 Гениальные тугодумы

Дураки, умники, гении

Общеизвестно, что в зависимости от умственных способностей человечество делится на людей обычных, умных и глупых и ещё — гениев. Долгое время учёные предполагали, что всё зависит от каких-то анатомических особенностей мыслительного аппарата, и усиленно пытались найти их. У первых трёх групп никаких отличий выявить не удалось, решили заняться гениями.

Признанные научные авторитеты принялись измерять объём мозга великих людей, взвешивать его, подсчитывать число извилин. Результаты получали самые противоречивые: у кого-то из гениальных личностей был очень большой мозг, у кого-то очень маленький.

Самым большим мозгом (из изученных) обладал Иван Сергеевич Тургенев: его вес — 2012 граммов, что почти на 600 граммов больше среднего. А вот мозг Анатоля Франса почти на килограмм легче тургеневского. Но кто возьмётся утверждать, что Тургенев писал в два раза лучше Франса!

У женщин мозг оказался в среднем на 100 граммов легче мужского, хотя среди них были особы, не только не уступавшие, но и намного превосходившие мужчин по уму. И что интересно, самым большим мозгом — 2222 грамма — обладал человек, которого окружающие единодушно считали глупцом.

Так была опровергнута гипотеза о том, что умственные способности напрямую зависят от величины мозга. А ведь исходили её авторы из, казалось бы, логически очевидного: чем больше мозг, тем больше в нём нервных клеток, которые могут выполнять более сложные задачи. Но при этом не учитывалось, что нервные клетки работают в клеточных ансамблях с определённой иерархической структурой.

Тогда для оценки гениальности предложили другой параметр — число борозд и извилин на поверхности коры головного мозга. Но и тут учёных ждало разочарование: кора головного мозга гениев оказалась ничуть не рельефнее, и извилин на ней было не больше, чем у обычных людей.

Мозг Эйнштейна: вид слева и справа (фото Brain (2012) / National Museum of Health and Medicine).

Пантеон мозгов

В конце 20-х годов XX века правительство поставило перед советскими учёными «задачу века»: выяснить, как добиться того, чтобы «любая кухарка могла управлять государством». Другими словами, можно ли выращивать людей с исключительными умственными способностями.

Для проведения соответствующих исследований знаменитый невролог, психиатр и психолог академик Бехтерев предложил создать в Ленинграде так называемый «Пантеон мозга», где хранились бы колбы с национальным достоянием -мозгами известных советских людей. Он даже написал проект декрета, согласно которому мозги «великих» после их смерти должны были в обязательном порядке передаваться в «Пантеон».

Сам учёный скоропостижно скончался в 1927 году при загадочных обстоятельствах, но его идея выжила. По инициативе наркома здравоохранения Семашко в Москве, где с 1924 года уже существовала лаборатория по изучению мозга Ленина, открыли институт, куда стали передавать мозги лидеров партии и правительства, деятелей науки, литературы и искусства.

В 1934 году, например, сообщалось, что научный коллектив института изучает мозги Клары Цеткин, А.В. Луначарского, академика М.Н. Покровского, В.В. Маяковского, Андрея Белого, академика В.С. Гулевича. Затем собрание пополнилось мозгами К.С. Станиславского и певца Леонида Собинова, Максима Горького и поэта Эдуарда Багрицкого и др.

Прежде чем попасть на стол к учёному для детального изучения, мозг подвергался подготовительному исследованию.

Продолжалось оно около года. Сначала мозг делился при помощи макротома — машинки, напоминающей гильотину, — на части, которые «уплотняли» в формалине и заливали парафином, формируя блоки. Затем с помощью всё того же макротома их делили на огромное количество — до 15 тысяч — срезов толщиной в 20 микрон.

Однако многолетние анатомические исследования тайну гениальности так и не раскрыли. Правда, в отчётах фиксировали, что все выдающиеся мозги вместе взятые «проигрывали» главному экспонату пантеона — мозгу Владимира Ильича. Но это была уже не наука, а идеология.

Мозг вождя революции извлекли сразу после его смерти в 1924 году. В течение десяти с лишним лет его тщательно изучал под микроскопом немецкий профессор Оскар Фогт, перед которым была поставлена задача доказать, что Ленин был не просто гением, а сверхчеловеком.

По весу «серое вещество» вождя ничего особенного собой не представляло, поэтому Фогт сосредоточился на его строении. На первом этапе он заявил, что «материальная база» мозга Ильича «значительно богаче обычной».

А затем выступил с докладом, в котором утверждал: «Мозг Владимира Ильича отличается наличием очень крупных и многочисленных пирамидальных клеток, из слоя которых состоит кора головного мозга — «серое вещество», — подобно тому как организм атлета отличается сильно развитой мускулатурой… Анатомия мозга Ленина такова, что его можно назвать «ассоциативным атлетом».

Но коллега Фогта Вальтер Шпильмайер раскритиковал доклад, заявив, что и в головном мозге слабоумных людей тоже обнаруживали пирамидальные клетки большой величины. С 1932 года вопрос о секрете гениальности вождя публично обсуждать перестали.

Кропотливые многолетние исследования сотрудников Института мозга желаемых результатов не дали, скорее, даже отдалили от разгадки тайны.

Гениальные тугодумы

Установлено, что обычный человек «эксплуатирует» лишь одну десятую часть своего мозга. Логично предположить, что у гениев «верховный главнокомандующий» работает на полную катушку. Оказалось, нет! Мало того, что извилин у них задействовано даже меньше, так ещё у них работают низшие, примитивные и эволюционно древние отделы мозга, которые у обычных граждан преспокойно спят.

К такому неожиданному выводу пришли нейрофизиологи Джон Митчелл и Аллан Снайдер из Центра изучения мозга Австралийского национального университета в Канберре.

Несколько лет они исследовали людей, обладающих феноменальными способностями, с помощью установки для позитронной и ядерно-резонансной томографии, позволяющей увидеть, какие отделы мозга работают при обработке информации, поступающей от органов чувств.

Выяснилось, что между моментом, когда на сетчатку глаза падает сфокусированное хрусталиком изображение, и сознательным восприятием увиденного проходит всего около четверти секунды. Вот за это время обычный человек автоматически осмысливает информацию. Но, обрабатывая её, вычёркивает большую часть поступивших сведений, оставляя общее впечатление от увиденного.

Гений же воспринимает всё фантастически детально. Со слухом то же самое: обычный человек оценивает мелодию целиком, а гений слышит отдельные звуки. Получается, что секрет гениальности кроется в «неправильной» работе мозга — главное внимание он уделяет деталям. Что и позволяет ему делать гениальные выводы.

Американские коллеги австралийских нейрофизиологов, несколько лет изучавшие функционирование мозга людей с очень высоким уровнем интеллекта, свойственного гениям, установили, что такие индивидуумы думают медленнее обычных людей и поэтому чаще способны прийти к поистине гениальному решению.

Это обусловлено тем, что в зоне мозга, которая отвечает за восприятие зрительной и чувственной информации, у них наблюдается повышенная концентрация молекул NAA.

Именно эти молекулы необходимы для формирования необычного интеллекта и экстраординарного творческого мышления.

Однако при этом, к удивлению экспертов, передвижение NAA в мозге индивидуумов с очень высоким IQ (то есть гениев) происходит медленнее, чем у их менее интеллектуальных собратьев.

В частности, по словам исследователей, Альберт Эйнштейн отличался привычкой долго обдумывать любой вопрос и неизменно находил гениальное решение.

Такая особенность была у него с детства, его даже называли тугодумом.

Американцы так описывают работу мозга гениев. Молекулы NAA содержатся в тканях серого вещества, которое состоит из нейронов. Связь между ними осуществляется посредством аксонов (отростков нервной клетки, проводящих нервные импульсы от тела клетки к иннервируемым органам или другим нервным клеткам), являющихся частью белого вещества.

При этом у среднестатистических людей аксоны покрыты толстой жировой оболочкой, которая позволяет нервным импульсам двигаться быстрее. У гениев эта жировая оболочка крайне тонка, за счёт чего продвижение импульсов происходит очень медленно.

Учёные считают, что у большинства гениев с младенчества непомерно развивается какая-то одна область мозга за счёт «обесточивания» других.

Она — самая «способная» — увеличивается, начинает доминировать над остальными и со временем превращается в строго специализированную.

И тогда человек начинает удивлять или зрительной памятью, или музыкальными способностями, или шахматными талантами. А у обычных людей все зоны мозга развиваются равномерно.

Подтверждают это результаты недавнего исследования мозга Альберта Эйнштейна. Области мозга, которые ответственны за математические способности, у него были увеличены. И не пересекались извилиной, ограничивающей другие зоны, как это наблюдается у обычных людей.

Поэтому вполне вероятно, что «математические нейроны» Эйнштейна, пользуясь отсутствием границ, взяли в плен клетки из соседних зон, которые, оставаясь самостоятельными, выполняли бы совсем другую работу.

Так что же, теперь известна природа гениальности и можно искусственно выращивать гениев?

«Незаурядными способностями потенциально обладает каждый из нас, и их можно пробудить в какой-то одной области, то есть сделать человека гением.

В ближайшие десять лет в результате дальнейших исследований выяснится, какие отделы мозга надо включать и выключать, чтобы сделать из человека, например, Леонардо да Винчи или Пифагора, — считает один из соавторов сенсационного открытия профессор Аллан Снайдер.

— Но сама природа человека не позволяет этого делать, потому что «гениальный идиотизм» в одной очень узкой области ей не нужен. Высшие отделы мозга осознают полную бесполезность слишком подробной информации и оставляют её в подсознании. Гениальность — это отклонение от нормы, и тут мозг восстаёт против идиотизма».

Другие статьи:

Источник: https://nlo-mir.ru/chudesa-nauki/37838-mozgi-velikih-ljudej.html

Мозг гения: 5 поразительных характеристик величайших умов человечества

Мозг гения

“Ни один великий ум не существовал без примеси безумия”. – Аристотель

Когда мы видим людей, которые делают невероятные вещи, это естественно для нас, захотеть узнать, как именно они их сделали.

Мы смотрим новости или следим за мировыми событиями и видим людей, совершающих невероятные подвиги. Часто где-то на задворках сознания бьется один вопрос.

Смогла бы я сделать это?

Мы слышим о достижениях таких людей, как Альберт Эйнштейн, Нельсон Мандела, Опра Уинфри, Хелен Келлер, Махатма Ганди, и они кажутся запредельными –почти сверхлюдьми.

Но нет ничего сверхвероятного в этих людях и их свершениях. Просто они — случайно или намеренно (обычно оба) — смогли развить великие умы, которые они направили к определенной цели.

И к счастью для нас, есть способ достичь такого же гения, проследить анатомию их мыслей, отношения и поведение, которые мы можем попробовать повторить.

Привожу вам 5 характеристик величайших умов человечества.

1. Клиническая зацикленность на своей области исследования

У величайших умов человечества не просто мимолетный интерес к тому, что они делают.

На самом деле, успешные люди, такие как Чарльз Диккенс, Никола Тесла, Микеланджело, Бетховен и даже Майкл Джексон — все имеют одну вещь в общем. Предполагается, что они все имели обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)!

Хотя это не значит, что нужно развивать ОКР, чтобы стать успешным, это означает, что гении часто ходят по тонкой грани между страстью и одержимостью и, чтобы стать успешным и великим, вы должны стать одержимым.

2. Интенсивная вера в высшую цель

Вера в высшую цель – это то, что ведет нас к невероятным подвигам.

Цель может быть религиозной, а может быть и нет, неважно. До тех пор пока это что-то большее, чем вы и больше, чем ваше собственное эго, она может подстегивать вас на великие достижения и подъем на запредельную высоту.

Поступки и изобретения Александра Грэхема Белла, например, были обусловлены его решимостью найти способ, чтобы позволить его глухой матери слышать – вот что побудило его стать одним из самых плодовитых изобретателей своего времени.

3. Фокус монаха

Когда гении сосредоточивают свои мысли на чем-то, они не отвлекаются.

С высокой целью, ведущей их идеи и видения, они фокусируются на чем-то одном (точечная концентрация) и способны ставить цели, следовать им, и конечно, следовать им, не сходя с пути.

Еще одно преимущество наличия пристального внимания заключается в том, что они не отказываются от своих дел из-за мнения других людей.

Стив Джобс- это пример человека, который обладал невероятной концентрацией. Под сильным влиянием Дзэн-буддизма, поговариволось, что одна из его мантр была “концентрация и простота”.

Он никогда не позволял критике других людей встать на пути его идей, даже тогда, когда он был уволен из компании, которую он сам построил, он остался с видением своей цели. Позднее он был повторно нанят и начал строить компанию Apple, которую мы все знаем сегодня. Этакая, история неудачи успешного человека.

4. Детское любопытство

Когда мы были детьми, мы были способны впитывать все как губка. Отчасти потому, что наш мозг еще рос и потому, что другие заботы и дела не выпихнули из нашего сознания врожденное любопытство.

В 19 веке французский поэт Шарль Бодлер очень хорошо сказал:
“Гениальность — это не больше и не меньше чем детство взятое обратно по собственному желанию”.

Когда вы сможете взглянуть на мир глазами ребенка, вы увидите взаимосвязи, которые другие люди не видят. Ваше отношение будет более мягким и игривым и ваши идеи будут более яркими и творческими.  В развитии творчества вам помогут повседневные игры или эти 10 качеств креативных людей.

5. Они постоянно носят с собой и заполняют дневник

Величайшие умы человечества записывают свои мысли на бумаге. Это позволяет им совершенствовать свои идеи, отделяя ценное от не очень ценного, и успокаивая свою тенденцию быть невротиком.

Все -от Джона Д. Рокфеллера, Джона Адамса, Бенджамина Франклина и Уинстона Черчилля, Вирджинии Вулф с Фридой Кало — все вели дневник.

Ричард Вайсман гораздо лучше объясняет, почему этот способ работает с психологической точки зрения в своей книге «59 секунд, которые изменят вашу жизнь»:

“Мышление и письмо — это очень разные процессы. Мышление зачастую может быть несколько бессистемно, неорганизованно, и даже хаотично.

Напротив, письмопризывает к созданию сюжетной линии и структуры, которые помогают людям осмыслить то, что произошло и работать в направлении решения.

Короче, речь/высказывание может добавить к чувству замешательства, но написание обеспечивает более системный, ориентированный на решение подход”.

Источник: https://awarejune.com/mozg-geniya-5-porazitelnyx-xarakteristik/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.