Нарушение эмоциональной сферы. Аффект и слабодушие

Содержание

Симптомы болезни – нарушения эмоциональной сферы

Нарушение эмоциональной сферы. Аффект и слабодушие
Нарушения у взрослых Нарушения у детей

Нарушения и их причины по алфавиту:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Эмоции – реакции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия. Эмоции тесно связаны со всеми жизненными функциями организма. Анохин (1968) указывал, что жизненные потребности человека неотделимы от эмоционального тонуса.

Эмоции придают определенное биологическое качество его поведению, являются источником деятельности, удовлетворения потребностей. Эмоции отражают субъективное отношение человека к окружающей среде и к своей личности. Эмоциональные переживания способствуют формированию личности, ее социально-психологической направленности. Различают высшие (социальные) и низшие (простейшие) эмоции.

Высшие эмоции проявляются в патриотизме, товариществе, дружбе, в трудовой доблести, в чувстве долга перед родиной, обществом. Низшие эмоции возникают в результате удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей человека (голод, жажда, половое влечение). Эмоции могут быть положительными (приятными) и отрицательными (неприятными), сильными и слабыми.

Относительно стабильное эмоциональное состояние называется настроением. При различных психических заболеваниях часто наблюдается нарушение эмоционального состояния больного. Это проявляется в виде депрессии, эйфории, дисфории, слабодушия, эмоциональной тупости и др. Среди эмоциональных проявлений выделяют: 1) эмоциональные состояния; 2) эмоциональные реакции; 3) эмоциональные отношения.

Нарушения могут касаться любой из названных групп явлений. Эмоциональные состояния. Когда говорят об эмоциональных состояниях, имеют в виду определенный нервно-психический тонус, устойчиво сохраняющийся на протяжении длительного времени.

К эмоциональным состояниям следует, прежде всего, отнести настроение человека, носящее, в общем, нейтральный характер, но имеющее некоторый оттенок, выражающий наличие комфорта или дискомфорта в организме. В норме настроение характеризуется колебаниями в связи с многочисленными впечатлениями и переживаниями человека.

В случаях патологии настроение может быть резко изменено в сторону его повышения или понижения; оно может претерпевать резкие изменения или быть однообразным на протяжении длительного времени, а также неадекватным, не соответствующим обстановке, физическому или психическому состоянию человека.

Изменения эмоционального состояния могут выступать как ведущая симптоматика, нарушающая целенаправленность психической деятельности и приводящая больного к инвалидности. Повышение настроения как основной симптом отмечается при маниакальном состоянии. Веселое настроение и радостное мировосприятие сохраняются на протяжении дней, недель и даже месяцев.

Больные чувствуют себя счастливыми, полными сил и энергии, физические нарушения и заболевания игнорируются, окружающее кажется интересным, больные в курсе всего происходящего, оживлены, деятельны. Одним из вариантов повышенного настроения является эйфория. Повышенное настроение при эйфории обычно не достигает степени брызжущей через край веселости (как это бывает у маниакальных больных).

Благодушие и беззаботность не соответствуют бедственному положению беспомощных больных с расстройствами памяти и слабоумием, страдающих органическими ослабоумливающими заболеваниями (прогрессивный паралич, сосудистое поражение ЦНС).

В остром периоде тяжелого инфаркта миокарда (обычно трансмурального) у умирающих от туберкулеза легких с эйфорией повышенное настроение контрастирует с тяжестью общего состояния. Эйфория характерна также для состояний опьянения (алкоголем, наркотиками). Пониженное настроение характерно для депрессивных состояний.

Главным признаком является ощущение тоски, настолько иногда тягостное и невыносимое, что больные кончают жизнь самоубийством. Ощущение тоски принимает иногда ярко выраженный характер: больные говорят о душевной боли, тяжести на душе или даже на сердце, в груди.

При тяжелых депрессиях, особенно в позднем возрасте, под влиянием каких-то внешних раздражителей (инъекции, попытки обследовать больного и др.) тоскливость может вдруг резко усилиться: возникает тяжелое меланхолическое возбуждение, достигающее нередко степени меланхолического исступления.

Апатия – пустое эмоциональное состояние, полное равнодушие ко всему, эмоциональная тупость – является дефицитарным симптомом. Апатия характерна для шизофренического процесса, встречается при тотальном органическом слабоумии.

Состояния дисфории – периоды измененного настроения с раздражительностью, злобностью, недовольством собой и окружающим, взрывчивостью, склонностью к агрессивным и разрушительным действиям. Подобные состояния могут быть заполнены не только отрицательными, но и положительными эмоциями.

Дисфории являются эквивалентами больших судорожных припадков при эпилепсии, наблюдаются также у больных алкоголизмом, наркоманией в состоянии абстиненции, при психоорганическом синдроме. Слабодушие – состояние эмоциональной слабости, лабильность в сфере чувств.

Состояние характеризуется постоянными колебаниями настроения, возникающими по ничтожному поводу; отмечается повышенная слезливость, а при подъеме настроения – сентиментальность. Наблюдается при сосудистом поражении головного мозга, при соматогенной астении.

Растерянность – состояние недоумения, сопровождающее развитие острого расстройства психической деятельности с нарушением самосознания и предметного сознания. Наиболее ярко растерянность бывает представлена у больных шизофренией при развитии симптоматики в направлении онейроидного помрачения сознания. Эмоциональные реакции – эмоциональные ответы на биологически или социально значимые раздражители.

В отличие от настроения эмоциональная реакция всегда конкретна. Эмоциональные реакции отличаются также кратковременностью и большей интенсивностью по сравнению с эмоциональными состояниями. По окончании эмоционального реагирования человек снова возвращается к постоянному для него эмоциональному состоянию.

Аффект – кратковременное сильное душевное волнение, которое сопровождается не только сильной эмоциональной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности. По особенности проявлений аффекты разделяют на физиологические и патологические.

При физиологическом аффекте эмоциональный ответ по своей силе соответствует раздражителю, может превышать его и сопровождаться некоторым сужением сознания на высоте реакции, но без утраты контроля за поведением и с сохранностью воспоминаний о событиях этого периода. Патологический аффект – эмоциогенно развивающееся острое кратковременное расстройство психической деятельности, во время которого человек оказывается не в состоянии руководить своими поступками, понимать их неправильность, а в последующем – отвечать за совершенные в этом состоянии правонарушения (вплоть до убийства). Склонность к аффективным реакциям обнаруживают психопатические личности круга возбудимых, лица, перенесшие черепно-мозговую травму, страдающие эпилепсией, алкоголизмом, наркоманией. Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Эмоциональные отношения – эмоциональная избирательность, устойчивая связь эмоций с определенными событиями, людьми или предметами. Резкое изменение эмоциональных отношений, например, в связи с утратой близкого человека может явиться источником болезненных состояний – неврозов и реактивных психозов.

Вы заметили нарушение эмоциональной сферы? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас нарушилась эмоциональная сфера? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными.

Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно.

Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом.

Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой.

Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на форуме.

Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Другие виды нарушений на букву “э”:

Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.

Если Вас интересуют еще какие-нибудь симптомы болезней и виды нарушений или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.

Источник: https://www.eurolab.ua/symptoms/disorders/28

Нарушения эмоциональной сферы человека: понятие, виды, причины и особенности

Нарушение эмоциональной сферы. Аффект и слабодушие

Любая ситуация или событие в жизни человека сопровождаются эмоциями. Каждый хотя бы раз в жизни ощущал состояние эйфории, необъяснимую радость, грусть, полную опустошенность. Возникновение безграничного спектра эмоций зависит от психического состояния человека и его окружения, которое зачастую диктует конкретные поведенческие рамки.

Личностные ограничения и стереотипы скапливают внутри огромное число ощущений, будь то грусть или нечаянная радость. Эмоциональное напряжение растет все больше с каждым днем, погружая человека в состояние психического нарушения.

Со временем даже при сильном желании он не может выплеснуть наружу то, что накопилось у него внутри, потому что долгое время это сдерживал. Таким образом формируются всевозможные нарушение эмоциональной сферы, которые влекут за собой разлад психофизической системы в целом.

Рассмотрим причины, которые вызывают такие патологии, а также способы их коррекции.

Этим термином принято называть субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, которые проявляются в виде неудовольствия, удовольствия, страха, радости и т.д. Сопровождая любые сферы жизнедеятельности, эмоции служат одним из основных механизмов внешней и внутренней регуляции поведения и психической деятельности, направленных на удовлетворение потребностей.

Существует несколько разновидности нарушений эмоциональной сферы. Рассмотрим их подробнее.

Патологический аффект

Это проявление ярости или гнева, которые возникают в ответ на малозначительные раздражители и сопровождаются агрессивными воздействиями на источник негативных эмоций.

Патологический аффект отличается стремительным течением на фоне помраченного сознания, при выходе из которого наблюдается полная амнезия случившегося.

Подобное состояние может появляться при органическом поражении головного мозга, психогениях, психопатиях и некоторых других психических патологиях.

Неадекватное, патологически повышенное радостное настроение, когда жизнь человеку кажется сплошной цепочкой беспечных удовольствий и беззаботного времяпрепровождения, а все проблемы (даже очень серьезные) вполне разрешимы. Окружающее ему видится в радужных тонах.

При этом наблюдается непробиваемый оптимизм, негативные, а иногда и трагические моменты жизни воспринимаются положительно, радостно. За счет гипероптимизма человек неадекватно оценивает свое состояние. Например, эйфория может возникать на терминальной стадии определенных злокачественных заболеваний.

Состояние бесконечного счастья наблюдается также при многих соматических и психических патологиях. О некоторых нарушениях эмоциональной сферы личности многие ничего не знают. Поговорим о них подробнее.

Мория

Немотивированное хорошее настроение с дурашливостью, пошлыми, плоскими шутками, расторможенностью влечений.

Поведение таких людей напоминает гебефреническое возбуждение, хоть и отличается от него отсутствием эхолалии, парамимии, эхопраксии. Часто мория сопровождается легкой оглушенностью – обнубиляцией.

Такое эмоциональное явление чаще всего отмечается в неврологической практике у пациентов с органическими поражениями лобных долей.

Дистимия

Угнетенное, патологически плохое настроение, возникающее без причины. При этом человек окружающее воспринимает мрачным, безысходно-пессимистическим, бесперспективным. Его ничто не радует, жизнь кажется лишенной смысла. Нередко именно такое расстройство является главной причиной возникновения суицидальных мыслей, намерения и попыток самоубийства.

Тревога

Это тоска, которая проецируется в будущее, выраженное душевное беспокойство, волнение, обусловленное безосновательным ожиданием катастрофы, крупной неприятности, которая случится с пациентом или его близкими людьми.

Тревога может быть обусловлена конкретным событием, связанным с определенной, нередко преувеличенной ситуацией жизни, или с диффузной, не связанной с какими-то событиями или фактами. Подобное нарушение обычно сопровождается интенсивными вегетативными реакциями и двигательным возбуждением.

Оно тесно связано с депрессивными состояниями и выступает как часть единого тревожно-депрессивного синдрома при различных соматических и психических расстройствах, особенно часто возникающих в инволюционном возрасте.

Неадекватность эмоций

Несоответствие характера эмоций и повода, вызвавшего их. Такая патология также характерна для шизофрении.

Дисфория

Тоскливо-злобное немотивированное настроение с недовольством окружающими или собой, которое выражается экстрапунитивным поведением.

У человека в это время наблюдается аффект злобы и крайне высокая раздражительность, которые и объясняют беспричинные внезапные вспышки агрессии к окружающим и разрушительные действия. Если агрессию по некоторым причинам человек не может реализовать, он направляет ее на себя.

Это часто выражается в суицидальных действиях или членовредительстве. Дисфория может возникать при органических патологиях мозга, эпилепсии, некоторых видах психопатий, атрофических и сосудистых процессах в мозге.

Эмоциональная лабильность, слабодушие

Это неустойчивость настроения. Человек по незначительному поводу легко переходит от смеха к плачу, от гнева к умилению. Он не может без слез смотреть сентиментальный фильм, читать книги.

В течение дня у такого больного эмоции многократно меняют полярность. Слабодушие является симптомом сосудистых заболеваний мозга.

Оно часто встречается также при органических его патологиях и астениях различной природы происхождения.

Эмоциональная тупость (оскудение)

Это исчезновение моральных, эстетических, интеллектуальных и этических чувств. Человек теряет деликатность, способность к сопереживанию, проявляет эмоциональную холодность, грубую бесцеремонность, безучастность и безразличие к судьбе близких людей. Подобное нарушение типично для людей, страдающих шизофренией.

Апатия

Нарушение, которое выражается в отсутствии всяческих желаний и абсолютном безразличии к себе и окружающим.

Больные при этом не только теряют интерес к внешнему миру, но и совершенно безразличны к собственному состоянию. Они часто становятся неопрятными, неряшливыми.

Сохраняя способность мыслить, они не могут действовать. Такое состояние характерно для шизофрении и некоторых видов органического поражения мозга.

Согласно данным статистики, в половине случаев нарушения эмоциональной сферы выражаются в развитии психических заболеваний. Это очень тревожный факт. Психологи полагают, что главными причинами их появления могут быть:

  • Перенесенные сильные стрессы и заболевания.
  • Особенности психоэмоционального и физического развития.
  • Микроклимат и отношения в семье, особенности воспитания (в случае возникновения нарушений у ребенка).
  • Трагическое событие.
  • Социальные и бытовые условия жизни, близкое окружение.

Нарушения могут быть спровоцированы и другими факторами. Например, в детском возрасте психологическую травму могут нанести компьютерные игры и кинофильмы.

Нарушения эмоциональной сферы у детей

У ребенка такого рода патология чаще всего проявляются в переходные периоды развития.

Немаловажным фактором является и то, что маленький ребенок, особенно в дошкольном возрасте, обладает большей восприимчивостью, чем подросток или взрослый человек.

Поэтому признаки нарушения эмоциональной сферы у него проявляются более интенсивно. Однако родители часто не замечают подавленности детей, списывая их неадекватное поведение на особенности характера.

Эмоциональная нестабильность у взрослых людей проявляется стандартно в немотивированной радости, лабильности настроения, ощущениях тоски, грусти или напряженности. Нарушения эмоциональной сферы у детей носят, как правило, скрытый характер.

У ребенка могут быть проблемы с пищеварительным трактом, расстройства аппетита, частые болезни, снижение иммунных реакций, потеря веса, замедление психического развития, расстройства сна, ослабление памяти, потливость, изменение состояния кожного покрова.

У дошкольников нарушения эмоциональной сферы часто выражаются в немотивированном гневе, болезненных страхах, агрессии и т.д. Биологический показатель в форме органического поражения мозга плода в период беременности, родов или в первые годы жизни создает необратимые нарушения личностной эмоциональной сферы.

Ребенок этого возраста наиболее подвержен психологическим установкам и процессу социализации – действиям или словам, присущим другим детям и влияющим на его развитие и поведение.

Подобное психологическое явление считается нормальным для детей, однако следует наблюдать за тем, не возникают ли у малыша проблем эмоционального характера.

Нарушения у детей со слуховыми и речевыми патологиями

Часто страдает эмоциональная сфера детей с нарушениями речи, а кроме того, и слуха. Среди малышей, имеющих проблемы психофизического развития, большую группу составляют те, у которых имеются нарушения слуха.

Такой ребенок не имеет возможности научиться разговаривать самостоятельно, поскольку он воспринимает звуковую речь, у него нет возможности получать слуховые образцы.

Эти дети не контролируют произношение, вследствие чего у них возникает искажение речи, а в некоторых случаях она вообще не развивается.

Эмоциональная сфера детей с нарушением слуха отрицательным образом отражается на овладении сложной речевой системой. Это не только существенно ограничивает возможности в познании окружающего мира и в обучении, но и оказывает выраженное негативное воздействие на психическое развитие личности, искажая или задерживая его.

Глубокие нарушения слуха в большинстве случаев влекут за собой немоту и приводят к социальной изоляции ребенка, поскольку его общение со слышащими детьми является весьма ограниченным.

Это зачастую приводит к развитию у них нарушений эмоциональной сферы в виде агрессии, проявлений негативизма, эгоцентризма, эгоизма.

Также могут наблюдаться противоположные реакции – апатичность, заторможенность, безынициативность.

Как исправить положение дел

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы – это специальная система психологического воздействия.

Ее основными направлениями является смягчение дискомфорта на уровне эмоций, повышение самостоятельности и активности, устранение личностных реакций вторичного характера, обусловлен­ных нарушениями психологической сферы.

Важным этапом работы является коррекция уровня самосознания, самооценки, формирование саморегуляции у пациента.

Конкретные задачи психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы:

  • Изменение стереотипов, установок и позиций.
  • Преодоление внутрисемейного кризиса.
  • Устранение проявлений дезадаптации в поведении.
  • Расширение сфер социального взаимодействия.
  • Формирование адекватного отношения к себе и к окружающим.

Мы рассмотрели особенности развития нарушений эмоциональной сферы у детей и взрослых.

Источник: http://fb.ru/article/451003/narusheniya-emotsionalnoy-sferyi-cheloveka-ponyatie-vidyi-prichinyi-i-osobennosti

Симптомы и методы лечения нарушений эмоциональной сферы

Нарушение эмоциональной сферы. Аффект и слабодушие

Любое событие или происходящая ситуация в жизни человека сопровождаются определёнными эмоциями. Каждый из нас хотя бы раз в жизни ощущал неимоверное состояние эйфории, необъяснимую грусть, радость встречи с близкими и любимыми или же полную опустошённость.

Проявление безграничного спектра эмоций напрямую зависит от нашего психического состояния и окружения, которое часто диктует конкретные поведенческие и эмоциональные рамки. Ведь далеко не каждый человек способен на нестандартные, иногда граничащие с безумием, поступки.

Вы смогли бы встать посреди улицы и, не обращая ни на кого внимания, крикнуть во весь голос «Я счастлив(а)»? Или же любую другую фразу? Думаю, что вряд ли, ибо в Вас, как и во многих других людях, заложены социальные модели поведения и проявления эмоций, которые не предусматривают подобных эксцентричных поступков.

Таким образом, личностные стереотипы и ограничения скапливают внутри нас огромное количество невыраженных эмоций, будь то нечаянная радость или ощущение грусти. Эмоциональное напряжение с каждым днём растёт всё больше, погружая нас в состояние психического расстройства.

Со временем, даже при большом желании, эмоции не будут иметь свободный выход, так как очень долгое время человек содержал их в себе и попросту разучился их выражать.

Образуется нарушение эмоциональной сферы, которое влечёт за собой разлад всей психофизической системы организма.

Значение эмоций и настроения в жизни человека

Эмоция – это настолько тонкое и неосязаемое чувство, постоянно лабильное и зависящее от бесчисленного количества имманентных и внешних факторов, что нуждается в тщательной проработке и осознании со стороны индивида.

Эмоции регулируют психическую и телесную жизнедеятельность организма, задействуя при необходимости способы психологической защиты и адаптации к создавшейся ситуации. Они направлены на чёткое выражение нашего внутреннего душевного состояния, способны высказать больше, чем обычные слова.

Если убрать эмоциональную экспрессию с каждого выговариваемого слова, получится монотонный, неинтересный, лишённый всякого смысла текст. Эмоциональная окраска речи, действий, поступков делает нашу жизнь ярче и осмысленнее, даёт возможность лучше понять имманентное состояние собеседника и найти с ним общие точки соприкосновения.

Проявление эмоций очень характерно в различных душевных песнях, кинофильмах, театральных выступлениях. Без эмоционального выражения искусство потеряло бы всякий смысл.

Фактор настроения также напрямую зависит от эмоций, и наоборот. При хорошем, позитивном настрое индивид выражает доброжелательные, искренние эмоции, тогда как в угнетённом состоянии духа наши эмоции меняют свою окраску на противоположную.

Смена настроения сказывается на изменении эмоций, что может повлечь за собой конфликты с окружением, психологический разлад внутри семьи или коллектива, ссору с близким человеком.

Особенно это касается нарушений эмоциональной сферы, где человек часто бросается из одной крайности в другую, становясь впоследствии эмоциональным импотентом и приобретая различные формы психических расстройств.

Способы исследования эмоций

Мимика лица и речевая окраска играют огромную роль в распознавании и исследовании эмоций. Ещё во времена СССР были разработаны методики для определения стандартного набора эмоций, таких, как гнев, печаль, радость, страх, отвращение, удивление.

Существуют физические и психологические показатели выражения эмоциональной сферы человека. К физиологическим признакам можно отнести колебания сердцебиения, артериального давления, кожно-гальваническую реакцию, температуру кожи на кончиках пальцев, психомоторные показатели.

При волнении и ощущении страха у человека данные могут повышаться или понижаться, в зависимости от типа характера личности. В середине двадцатого века была разработана электромиографическая методика распознавания эмоций по мимике и выражению лица.

По данным исследований было обнаружено, что при отрицательных эмоциях у человека задействуется 41% лицевых мышц.

Психологи и физиологи до сих пор расходятся во мнении, верно ли интерпретировать нарушения эмоциональной сферы при помощи физиогномики, так как некоторые мимические жесты могут навязываться социумом или быть контролируемыми самим человеком.

Психологические методы направлены на определение имманентного состояния человека и выявление нарушений его эмоциональной сферы.

Сюда входит комплекс тестов и опросников, выявляющих эмоциональные особенности человека, также портретные методы (испытуемым показывают портрет человека, давая ему определённую характеристику, и далее испытуемый должен описать своё впечатление об изображённом человеке).

Эффективным методом определения эмоциональных нарушений является дневник эмоций, куда человек должен записывать все эмоции, проявленные в течение дня, чтобы после их проанализировать. Определение эмоций по графическому эталону помогает выявить психическую реакцию человека и состояние его эмоциональной сферы.

При нарушении эмоциональной сферы физиологические и психологические данные будут иметь неудовлетворительные показатели. В состоянии эмоционального разлада человек не способен давать объективную оценку предлагаемым ситуациям или людям, он концентрируется исключительно на внутренних ощущениях, может впадать в истеричное состояние.

Симптомы эмоциональной нестабильности

Симптоматика проявления нарушений эмоциональной сферы довольно обширна.

Эмоциональные колебания вызывают неблагоприятные стрессовые ситуации, действия, имеющие продолжительный срок и наносящие непоправимый вред психике человека.

Изменение общего эмоционального фона может быть первым сигналом развивающейся душевной болезни. За возникновение и реализацию эмоций отвечают кора головного мозга, вегетативная и двигательная системы.

Нарушения эмоциональной сферы могут быть вызваны как сбоем в функционировании организма, так и влиянием внешних факторов, усугубляющих психическое напряжение человека. Вследствие этого возникают синдромы, способствующие дальнейшему разладу эмоциональной сферы.

  • Депрессия определяется стойким угнетённым состоянием личности, негативными мыслями, тоской и беспричинной грустью. Больной воспринимает все события с чувством безысходности, что может привести к дальнейшему самоубийству. Депрессия может возникнуть при гипертонической болезни или гепатите.
  • Мания (маниакальный синдром) проявляется в повышенном настроении, двигательном и психическом возбуждении, выражающемся быстрой моторикой речи и жестов. Характерно преобладание низших эмоций (неумеренная тяга к еде, сексуальным удовольствиям), повышенной самооценки вплоть до мании величия.
  • Дисфория несёт в себе ежедневный агрессивный настрой к окружающему миру, выражается в угрюмом настроении, вспышках гнева, беспричинном раздражении, недовольстве, часто сопровождается проявлениями ярости с разрушительными действиями. Дисфория проявляется при височной эпилепсии.
  • Эйфория является антиподом дисфории. Выражается в безмятежном, полном счастья состоянии духа, пассивном отношении к проблемам и заботам, ощущении благополучия при наличии неприятностей. Человек видит окружающий мир сквозь розовые очки, воспринимает все, даже самые трагичные ситуации, с оптимизмом и даже радостью.
  • Экстаз понимается как высшая степень проявления восторга, восхищения, имеет положительную окраску. Это особое состояние сознания, где стираются границы между телесным и духовным миром, и появляется чувство восторженности, своего рода вхождение в нирвану.
  • Тревога обуславливается моральным беспокойством, ожиданием трагичной или катастрофической ситуации, которая может случиться с самим человеком или его близкими. Состояние тревоги бывает обусловленным накрученной жизненной ситуацией или диффузным, не имеющим отношения к реальным фактам и событиям. Проявляется в соматических и невротических нарушениях, является одной из причин депрессии.
  • Эмоциональная лабильность выражается неустойчивостью настроения. Индивид в течение пяти минут может перейти от смеха к плачу или же от злости к радости и умилению. Человек очень сентиментален, чувствителен к малейшим проявлениям эмоций со стороны окружения. Слабодушие является одним из признаков сосудистых и органических заболеваний головного мозга, астении.
  • Недержание аффекта проявляется в неконтролируемом внешнем выражении эмоций, нарушениях аффективных реакций при воспоминаниях событий из прошлого, принятии личных впечатлений, сентиментальности. Этот вид нарушения эмоциональной сферы можно отнести к индивидуальным особенностям восприятия окружающего мира. Чаще всего человек сам осознаёт свою излишнюю эмоциональность и старается скрыть её от других. Недержание аффекта характерно при перенесённом энцефалите, церебральном атеросклерозе, других проявлениях патологии мозга.

Признаки эмоциональных нарушений у детей

Эмоциональная сфера у человека развивается с момента его рождения.

Маленький ребёнок обладает намного большей восприимчивостью, чем взрослые люди, поэтому признаки нарушения эмоциональной сферы у него могут проявляться более интенсивно.

Однако очень часто родители не замечают общей подавленности детей, списывая их неконтролируемое поведение или нежелание выполнять домашнее задание в школе на особенности характера и лень.

Эмоциональная нестабильность у взрослого человека выражается стандартно в лабильности настроения, ощущениях грусти, тоски, печали, немотивированной радости или напряжённости. У детей же эти проявления носят скрытый характер, чаще всего обуславливаясь вегетативными нарушениями.

Это могут быть расстройства аппетита, проблемы с желудочно-кишечным трактом, постоянно чередующиеся болезни, снижение иммунитета, потеря в весе, торможение психического развития, ослабление памяти, расстройства сна, изменение состояния кожи, потливость.

Нарушения эмоциональной сферы у дошкольников выражаются в гневе, немотивированной агрессии, болезненных страхах и т.д.

Биологический показатель в виде органического поражения головного мозга плода во время беременности, родов или в первые несколько лет жизни ребёнка создаёт необратимые нарушения эмоционально личностной сферы.

Генетической основой развития эмоциональной сферы у детей выступают темперамент, уравновешенность, подвижность, адаптация психических процессов.

Ребёнок наиболее подвержен процессу социализации и психологическим установкам – словам или действиям, присущим другим детям и влияющим на поведение и развитие ребёнка. Дети обычно стремятся быть друг на друга похожими, разделять общие интересы, взгляды, быть схожими внешне.

Подобный психологический процесс является нормальным для растущих детей, однако следует всегда наблюдать за тем, не становится ли ребёнок конформистом.

Классификация нарушений эмоциональной сферы определяет два основных типа реакций:

  • патологические – личностные психические реакции, выражающиеся в изменениях поведения у детей, ведущие к нарушению социальной адаптации. Проявляются в невротических расстройствах. Огромную роль здесь играют поведенческие и психологические факторы: семейные конфликты, неправильное воспитание, непедагогичное поведение со стороны школьных учителей, эмоциональная депривация. Симптомы выражаются в постоянном выявлении нарушений эмоциональной сферы.
  • характерологические – обусловленное влиянием определённой микросреды изменение поведения у детей, имеющее точную направленность, не нарушающее социальную адаптацию и не сопровождающееся физиологическими расстройствами организма.

Нарушения эмоциональной сферы ребёнка влекут за собой впоследствии ментальные отклонения. Они выражаются в низкой самооценке, эмоциональной незрелости, нарушениях в познавательной и речевой сферах, общей интеллектуальной недоразвитости. Неврологическая симптоматика также указывает на наличие психических и эмоциональных отклонений у детей.

Методы коррекции эмоций

Особенности коррекции эмоциональной сферы у детей и взрослых заложены в нескольких эффективных подходах, способных нормализовать эмоциональное состояние личности.

В деятельностном подходе актуальной является игровая терапия для детей. Очень часто дети с эмоциональными отклонениями имеют недостачу игрового процесса, что сильно тормозит их ментальное и психическое развитие.

Постоянный двигательный и речевой фактор в игре даст возможность раскрыться ребёнку, ощутить радостные эмоции от процесса игры.

Прорабатывание различных жизненных ситуаций в игровой терапии поможет ребёнку быстрее адаптироваться к реальным условиям жизни.

Психодинамический подход основывается на принципах и методах психоанализа, направлен на разрешение внутреннего конфликта человека, понимание себя и своих потребностей, осознание уже полученного жизненного опыта.

Методика включает в себя арттерапию, непрямую игротерапию, сказкотерапию. Данные виды будут полезны как взрослым, так и детям, они помогут раскрепоститься, проявить творческую фантазию и представить эмоциональную проблему в определённом образе.

Психодинамический подход уникален в лёгкости и непринуждённости проведения.

Этнофункциональная психотерапия искусственно создаёт раздвоенность субъекта для того, чтобы пациент мог осознать свои личностные и эмоциональные проблемы, как бы глядя на себя со стороны.

При помощи психотерапевта человек переносит свои эмоциональные переживания на свою этническую проекцию, прорабатывает их, осознаёт, полностью пропускает через себя с целью последующего окончательного избавления от них.

Нарушения эмоциональной сферы являются сегодня распространённой проблемой среди детей и взрослого населения.

Чрезмерное проявление или скрытие эмоций напрямую зависит от внешних социальных и культурных факторов, а также от имманентных индивидуальных особенностей человека.

Комплекс психотерапевтических методов позволит избавиться от навязчивых эмоциональных состояний, сделает жизнь спокойнее и красочнее.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/emotsionalnoy-sfery/simptomy-i-metody-lecheniya.html

Симптомы и диагностика эмоциональных расстройств

Нарушение эмоциональной сферы. Аффект и слабодушие

Границей расстройства личности является состояние, характеризующееся быстрым сдвигом настроения, импульсивностью, враждебностью и хаосом социальных отношений. Люди с пограничным расстройством личности, как правило, перемещаются от одного эмоционального кризиса к другому.

В общей популяции, быстрый переход настроения к импульсивности и враждебности являются нормальным явлением в детстве и ранней юности, но сглаживаются с возрастом. Тем не менее, при эмоциональном расстройстве детского возраста, быстрый переход настроения усиливается у подростков и сохраняется в зрелом возрасте.

В начале взрослой жизни, люди с этим расстройством имеют весьма изменчивые настроения и склонны к сильному гневу.

Характеристика эмоциональных расстройств

Основными чертами этого расстройства являются:

  • отрицательные эмоции — эмоциональная лабильность, тревожность, неуверенность, депрессия, суицидальное поведение;
  • антагонизм — враждебность;
  • расторможенность — импульсивность, слабое осознание риска.

Стремление нанести себе вред и импульсивные суицидальные попытки наблюдаются у тяжело больных людей с пограничным расстройством личности.

Эмоциональные расстройства диагностируется только если:

  • начинаются не позднее, чем в начале взрослой жизни;
  • отклонения происходят дома, на работе и в обществе;
  • результатом поведения становится клинически значимый дистресс или нарушения в социальной, профессиональной или других важных областях пациента.

Эмоционально неустойчивое расстройство личности не должно быть диагностировано, если симптомы могут лучше объяснить какое-либо другое психическое состояние, особенно на фоне предшествующей черепно-мозговой травмы.

К основным нарушениям эмоциональной сферы относят:

  • эйфория — беззаботное проявление состояния кажущегося отсутствия проблем;
  • гипертимия — повышенное настроение;
  • морио — благодушное нелепое веселье;
  • экстаз — высшая степень положительных эмоций;
  • гипотимия — понижение настроения;
  • депрессия — снижение настроения с более глубокими душевными переживаниями;
  • дисфория — тоскливо-злобное настроение с ворчливостью, брюзжанием, со вспышками гнева, ярости, с агрессией и разрушительными действиями;
  • апатия — состояние безучастности, равнодушия, безразличия;
  • паралич эмоций — потеря возможности радоваться, расстраиваться или переживать какие-либо другие эмоции;
  • эмоциональная слабость — лёгкая и капризная изменчивость настроения;
  • эмоциональная тупость — душевная холодность, опустошение, чёрствость, бессердечие;
  • эмоциональная холодность — утрата более тонких эмоциональных границ. Чаще всего проявляется на фоне отсутствия сдержанности в общении с другими людьми;
  • амбивалентность эмоций — одновременное испытание различных, порой противоречивых чувств к одному и тому же объекту;
  • растерянность — чувство недоумения, беспомощности, бестолковости;
  • эксплозивность — возбудимость с бурными вспышками ярости, гнева и агрессии, в том числе и на самого себя.
  • эмоциональная вязкость — навязчивые эмоции.

Диагностические критерии

  • Пациенту следует приложить неистовые усилия, чтобы принять или хотя бы образно согласиться с реальным или воображаемым отказом.
  • Стиль нестабильных и интенсивных межличностных отношений характеризуется чередованием между крайностями идеализации и девальвации.

  • Нарушение идентичности очень заметно и проявляется в виде настойчивой нестабильной самооценки или самоощущений.
  • Импульсивность проявляется по крайней мере в двух областях, которые встречаются в жизни пациента наиболее часто, например, расходы, секс, токсикомания, неосторожная езда, переедание.

    В некоторый случаях отношение к ситуациям может перерасти в манию.

  • Периодическое суицидальное поведение, жесты или угрозы, а также — частые попытки нанести вред собственному здоровью.

  • Аффективная нестабильность по причине выраженной реактивности настроения, например, интенсивная эпизодическая дисфория, раздражительность или беспокойство, как правило, длятся несколько часов и только в редких случаях больше, чем несколько дней.
  • Хронические чувства пустоты.

  • Частые жалобы на все подряд, сильный гнев или трудности его контроля, например, частые проявления темперамента, постоянная агрессия, рецидивирующие драки.
  • Переходные, связанные со стрессом, параноидные идеи или тяжелые диссоциативные симптомы.

  • Образец внутреннего опыта и поведения должны заметно отличаться от ожиданий культуры личности.
  • Прочная клиническая картина, характеризующаяся негибкостью и распространена в широком кругу личных и социальных ситуаций.
  • Подобное поведение приводит к клинически значимому дистрессу и нарушениям в социуме пациента, особенно в области профессиональной деятельности.

Принципы и общее управление эмоциональными кризисами

Проявление клинических признаков эмоционального расстройства личности определяет применение следующих психотерапевтических маневров со стороны специалиста:

  • поддерживать спокойствие и не угрожающую позицию;
  • попытаться понять кризис с точки зрения пациента;
  • изучить возможные индивидуальные причины проявления эмоционального расстройства;
  • необходимо применение открытых тестирований, желательно в виде простого опроса, который позволит определить причины, стимулировавшие начало и ход текущих проблем;
  • стремиться стимулировать пациента на размышления о возможных решениях его проблем;
  • воздерживаться от предложений решения до получения полного разъяснения проблем;
  • изучить другие варианты возможной помощи, прежде чем рассматривать варианты фармакологического вмешательства или стационарного приема;
  • предложить соответствующую последующую деятельность в пределах согласованного времени с пациентом.

Кратковременное применение фармакологических схем может быть полезно для людей с эмоционально лабильным расстройством в период кризиса. Перед началом краткосрочной терапии для пациентов с эмоциональным расстройством личности, специалисту необходимо:

  • убедиться, что не существует негативного действия выбранного препарата с другими, которые принимает пациент на момент прохождения курса;
  • установить вероятные риски назначений, в том числе возможный прием алкоголя и запрещенных наркотиков;
  • учитывать психологическую роль назначаемого лечения для пациента, возможную зависимость от препарата;
  • гарантировать, что препарат не используется вместо других более подходящих вмешательств;
  • использовать только один препарат на начальных стадиях терапии;
  • избежать полипрагмазии, когда это возможно.

При назначении краткосрочного лечения эмоциональных расстройств, связанных с наркозависимостью, следует учитывать следующие условия:

  • выбрать препарат, например, седативный с антигистаминным эффектом, который имеет низкий профиль побочных эффектов, малый уровень привыкания, минимальный потенциал для злоупотребления и относительную безопасность при передозировке;
  • использовать минимальную эффективную дозу;
  • первые дозировки должны быть, как минимум на треть ниже терапевтической, если есть значительный риск передозировки;
  • получить явное согласие пациента с целевыми симптомами, мерами мониторинга и предполагаемой продолжительностью лечения;
  • прекратить прием препарата после испытательного срока, если не наблюдает улучшений целевых симптомом;
  • рассмотреть альтернативные методы лечения, в том числе психологические и психотерапевтические, если целевые симптомы не улучшились или уровень риска рецидива не снижается;
  • корректировать все свои действия с личным участием пациента.

После появления сглаживания симптоматики или ее полного отсутствия, необходимо провести общий анализ проведенной терапии с целью определения, какая именно стратегия лечения оказалась наиболее полезной. Это должно быть сделано с обязательным участием пациента, желательно его семьи или лиц, осуществляющих уход, если это возможно, и должна включать в себя:

  • обзор кризиса и его предшествующих причин, принимая во внимание внешние, личные и взаимосвязанные факторы;
  • аналитика использования фармакологических средств, в том числе преимуществ, побочных эффектов, проблем безопасности в отношении синдрома отмены и роли в общей стратегии лечения;
  • план прекращения лечения фармакологическими средствами;
  • обзор психологических методов лечения, в том числе их роль в общей стратегии лечения и их возможной роли в осаждения кризиса.

Если медикаментозное лечение не может быть остановлено в течение одной недели, необходимо проводить регулярный осмотр препарата для контроля эффективности, побочных эффектов, злоупотребления и зависимости. Частота осмотра должна быть согласована с пациентом и записана в плане общей терапии.

Возможные индивидуальные приемы терапии

Пациенты, страдающие эмоциональными расстройствами на фоне проблем со сном, обязательно должны быть ознакомлены с общими рекомендациями о гигиене сна, в том числе процедурами перед сном, о том, что требуется избегать употребления продуктов, содержащих кофеин, просмотра сцен насилия или захватывающих телевизионных программ или фильмов, а также — использовать деятельность, которая может поощрять сон.

Специалистам необходимо учитывать индивидуальную переносимость снотворных пациентом. В любом случае, при эмоциональных расстройствах будут назначены легкие антигистаминные препараты, оказывающие седативное воздействие.

В каких случаях может потребоваться госпитализация

Прежде чем будет рассмотрена госпитализация в психиатрическое отделение для пациента с эмоциональным расстройством личности, специалистами будут проведены попытки разрешения кризиса в виде амбулаторного и домашнего лечения или других доступных альтернативах госпитализации.

Объективно, госпитализация для пациентов, страдающих эмоциональным расстройством, показана, если:

  • проявление кризисов пациента связано со значительным риском для себя или окружающих, которые не могут быть купированы другими приемами, кроме принудительного лечения;
  • действия пациента, подтверждающие необходимость его помещения в лечебное учреждение;
  • подача заявления от родственников пациента или его обслуживающих лиц о возможности рассмотрения помещения его в лечебное учреждение.

Источник: http://onevroze.ru/simptomy-i-diagnostika-emocionalnyx-rasstrojstv.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.