Подросток. Кто он? Проблемы в подростковом возрасте, советы психолога

Содержание

Основной проблемой подросткового возраста является максимализм

Подросток. Кто он? Проблемы в подростковом возрасте, советы психолога

Психологические проблемы и трудные искания сопутствуют жизни ребёнка в переходный период во взрослую жизнь.

Родителям они доказывают свою независимость, со сверстниками выстраивают отношения, вырабатывая новые для себя этические и социальные принципы, познавая мир с ранее неизвестных сторон.

С чувством изменённого самосознания приходит индивидуальная и коллективная ответственность, и это сопряжено со многими осложнениями.

Проблемы подростков проявляются с 13 до 16 лет

Основные проблемы подросткового возраста связаны со взаимоотношениями с родителями и со сверстниками.

Причины возникающих проблем

Ошибки воспитания детей одна из самых распространённых психологических причин, которые нельзя назвать болезнями в общепринятом смысле, но они сродни им. Часто они приходят помимо воли ребёнка, и когда ему больше всего хочет понимания и поддержки, вместо них получает осуждение и давление.

Подростковый возраст начинается в 11-12 лет

Модель поведения ребёнка в этом возрасте зависит от типа его характера, общества, которое его окружает, образа жизни, материального достатка, состава семьи и многих других

Подросток обращает внимание на те ценности, которые помогают ему определиться и сформировать собственное отношение к окружающему миру. Хорошо, если он удовлетворён настоящим и при этом устремлён в будущее. Но так происходит не всегда.

Основные проблемы подростков

Легче всего ему удаётся общаться со сверстниками, а если это не так, ребёнок остаётся глубоко травмирован.

Он хочет знакомится, нравиться, делить интересы и нормы симпатичной для него группы, сохранять свою самостоятельность и индивидуальность, без страха выражать свои чувства и высказывать своё мнение. Как можно быстрей подросток стремится стать взрослым, ему важно, чтобы все это поняли.

Примером для подражания является активный и успешный человек, нацеленный на достижения. Подросток мечтает и фантазирует, придумывает свои законы и осуждает поведение окружающих его взрослых людей.

Причины неадекватности и страхов

Подростковому возрасту свойственна психологическая противоречивость. Часто они не могут сформулировать, чего на самом деле хотят.

В одном человеке может уживаться застенчивость и агрессивность, он тяготеет к крайностям, Сталкиваясь с опасностями, подросток преодолевает трудности и при успешном их прохождении накапливает новый опыт.

С развитием осознания он лучше понимает других и постепенно приобретает опору для дальнейшего роста.

Противоречивость подростков — одна из причин конфликтности

В этом возрасте подросток в полной мере начинает понимать категории прошлого и будущего, он открывает, что бытие конечно, и это вызывает у него беспокойство страх.

Только осознание своей самостоятельности и индивидуальности внушает ему уверенность. В это время ему важно найти понимание, возможность примирить собственные чувства с настроением окружающих и приспособиться к устоявшимся нормам.

Особенно опасно, когда между ощущением своего идеального «Я» и тем, что есть на самом деле, определяется большая разница.

Что влияет на подростков

По этой причине появляются проблемы раннего подросткового возраста и аномального поведения в обществе. Психологи объясняют такую ситуацию отсутствием позитивного отношения к себе, обязательными составляющего которого являются:

  • положительное отношение к другим людям;
  • уверенность в своих силах;
  • чувство собственной значимости как результат общения и деятельности.

В противном случае после ошибок в общении подросток заявляется, что он никому не нужен, его не понимают и не любят.

Подростковый период — основные признаки

В этом возрасте у человека вместе с психическим взрослением происходит глобальная перестройка физиологического состояния.

У него повышено внимание к своему телу, его заботят и тревожат замечания других людей. Он склонен преувеличивать даже незначительные недостатки своей внешности от признанных норм.

Любое мнение со стороны окружающих является частью его представления о себе, будь то комплимент или критика.

Самооценка и её влияние на поведение

Конфликты часто связаны с отношением к подростку взрослых людей, чьё мнение влияет на его самооценку. Неловкое, неадекватное и оскорбительное отношение вызывает агрессивное или депрессивное поведение подростка, и которые в некоторых случаях переходят в хронические неврозы.

На формирование самооценки влияют чувство принадлежности к определённой социальной группе и осознание собственной значимости. Принадлежность — это всегда защищённость.

Это важное чувство возникает с младенческого возраста, и в период взросления проверяется на прочность, перестраиваясь.

Чувство собственной значимости укрепляет одобрение со стороны окружающих и компетентность в какой-либо области деятельности.

Самооценка подростков — как формируется по-разному

Низкая самооценка может быть результатом перенесённого насилия, неправильной психологической установки, зависимой от мнения других людей, и равнодушия близких.

Родителям и педагогам важно знать о её значении для подростка и о последствиях её нарушения. Ребёнку весь мир может казаться враждебным социальные проявления, он всё воспринимает как угрозу своей безопасности, жизнь предстаёт в чёрном цвете, которые он не пытается исправить.

Он не умеет выстраивать отношения, стесняется своего внешнего вида и склонен к осуждению других.

Адекватная самооценка делает человека доверчивым и доброжелательным к миру. Трудности для него — это возможность роста. Он уверен, что ни будь его, мир станет хуже.

Формирование самооценки — длительный процесс, в деле её становления учавствуют и родители, и педагоги.

Раздражительность и вспыльчивость

Подростки стремятся измениться, но совершать поступки, свойственные взрослым, в силу своего несовершеннолетия не могут.

Секс — самое доступное средство для самоутверждения, всё остальное пока закрыто, и подростки чувствуют себя обделёнными. Бессознательно они ощущают несправедливость и готовы к вспышке гнева в любой момент.

Другая причина вспыльчивости — изменения гормонального фона организма, состояние которого можно сравнить с предменструальным синдромом.

Практически все подростки очень раздражительны

Отчуждённость и необщительность

Состояния, которые связаны с конфликтом ребёнка и общества.

Оценку себя и своего поведения со стороны других он воспринимает как бесспорную характеристику, не учитывая, что его сверстники или взрослые из его окружения могут быть необъективными или безжалостными.

Ребёнок чувствует себя изгоем и, не ощущая поддержки, постоянно находит подтверждения. Это заставляет ребёнка прятаться и искать защиты, чтобы не получить очередную психологическую травму.

Отчуждение подростков проявляется в игнорировании взрослых

Оценку, навязанную со стороны сверстников, педагогов и родителей, в этом возрасте чрезвычайно трудно изменить.

Конформизм

Приспособленчество и беспринципность заставляет подростка быть таким, как принято в его группе или его окружении. Наглядным проявлением конформизма является стремление быть модным. В атмосфере распространения рекламы эта черта является очень часто встречающейся.

У подростков конформизм принимает гипертрофированное содержание, порой он боится быть не таким как все и отстать от правил группы, к которой принадлежит. Такое настроение делает ребёнка зависимы от сверстников, а на расстоянии от них чувствует себя неуютно. Приспосабливаясь, подросток может делать то, чтоявляется вредным и противозаконным.

Конформизм подростков формируется под влиянием окружения

Чтобы этого не произошло, важно для ребёнка уметь сказать «нет» тому, что ему повредит. Для этого нужны мужество и уверенность.

Он должен знать, что умение сказать «нет» это круто и достойно уважения. Тот, кто умеет отстаивать свою позицию, чаще всего является лидером.

Стоит подростку отказать хотя бы один раз, у него растёт уверенность в своих силах.

Наркотики и наркомания

О вреде наркотиков и пагубных последствиях употребления знают все, однако, проблема остаётся. Часто виной этому — конформизм.

Ребёнку трудно отказаться, если этим занимаются все, кого он считает своими друзьями. Ему кажется, что, отказавшись, его будут считать чужим.

Ради уверенности и стабильности своего положения в группе сначала подросток пробует наркотики и после этого не может остановиться.

Протест подростков выливается в осуществлении запрещенных действий

Наркозависимость в этом возрасте особенно опасна потому, что часть мозга, определяющая креативную направленность деятельности, недостаточно сформирована. Наркотики останавливают его развития и реанимировать способность к творчеству впоследствии без медикаментозных средств крайне трудно.

Наркомания подростков — способ проявления протеста

В подростковом возрасте ребёнок пересматривает свою шкалу ценностей принимает те, которые помогают ему войти в новый этап жизни. В идеале со временем ребёнок социализируется, его цели становятся более осознанными и направленными на всеобщую пользу.

Источник: http://detki.guru/psihologiya-rebenka/kakie-problemy-dlya-podrostkovogo-vozrasta-yavlyayutsya-osnovnymi-prichiny-i-puti-preodoleniya.html

Основные проблемы подростков – Психология жизни

Подросток. Кто он? Проблемы в подростковом возрасте, советы психолога

Подростковый возраст является серьезным испытанием как для ребенка и так и для его родителей. Подростки часто спорят с родителями, при этом грубят им пытаясь добиться большей самостоятельности и минимума контроля со стороны взрослых. Это естественный этап взросления подростка, однако, родителям в этот период приходится сталкиваться с неуважением к себе.

Почему подростки грубят родителям? 

В ситуациях, когда поведение подростка становится все более проблемным, важно разрешить сложную ситуацию, прежде чем она выйдет из-под вашего контроля. Рассмотрим типичные проблемы, с которыми сталкиваются современные подростки и чем могут им помочь родители.

Подростки одержимы гаджетами

Нынешнее подрастающее поколение проводит большую часть своего свободного времени в социальных сетях, для них это способ оставаться всегда на связи со своими друзьями.

Многие подростки увлекаются компьютерными играми и совсем не считают это увлечение своей проблемой.

Тем не менее чрезмерное времяпровождение в Интернете может мешать другим аспектам их жизни, таких как учебе, помощи по дому и саморазвитию.

Чтобы в будущем избежать многих проблем с ребенком установите компьютер в общей комнате дома, чтобы иметь возможность контролировать подростка. Введите правило временного ограничения на использование компьютера. Помимо этого можно устанавливать родительский контроль, чтобы заблокировать сайты и программы с нежелательным контентом.

 Подростки грубят родителям

Хамство, враждебность и грубость являются очень явным изменением в поведении подростка и одной из основных проблем современных подростков.

Можно и не заметить, когда ваше ласковое чадо превратилось в раздражительного подростка, который ведет себя неуважительно, говорит по-хамски и игнорирует все ваши правила.

Подростки начинают вести себя по собственным моделям поведения, которые должны быть отличными от поведения родителей. Особенности подросткового возраста

К сожалению, в этом возрасте подростки ценят мнение друзей значительно больше, чем мнение родных. В этом кроется небольшая опасность, так как подростки во многом поддаются чужому влиянию. Как бы там ни было, важно демонстрировать ребенку основные нормы поведения, и установить правило уважительного общения в семье.

 Подросток часто разражается и бунтует

Любые слова провоцируют подростка на ярость и гнев. Изменчивость и перепады настроения — это проблема подростков, с которой они сталкиваются ежедневно. Подросткам свойственно кричать и тут же плакать, топать ногами и убегать в другую комнату.

И все эти эмоциональные реакции могут быть очень спонтанными и бурными. Зачастую они являются результатом физических и гормональных изменений, которые переживает подрастающий ребенок.

Однако такое поведение серьезно усложняет общение с ним и мешает установить доверительные спокойные взаимоотношения.

Приёмы психологического воспитания подростков

Попробуйте сменить свою тактику воспитания подростка. Например, вместо нравоучений и советов, посочувствуйте ему. Это позволит вам избежать ненужных конфликтов в семье.

 Подростки говорят неправду

Есть много причин, по которым подросток может соврать. И ему совсем не кажется, что вранье может стать для подростка проблемой.  Хотя он может врать, например, для того, чтобы скрыть некоторые факты от родителей.

Подросткам кажется, что они таким образом утверждаются в своей независимости и самостоятельности. Конечно же когда ребенок скрывает подробности своей жизни, это может родителей насторожить. Они могут решить, что подросток попал в нехорошую компанию и занимается незаконными делами. Также это может означать, что подросток не обратится к вам за помощью, если будет в ней нуждаться.

В таком случае, если вы часто уличаете ребенка во лжи, в первую очередь позаботьтесь о вашей репутации. То есть, если вы для ребенка являетесь слишком строгим родителем и он думает, что за его провинность вы его убьете, то конечно же он будет бояться всё вам рассказывать.

Только доверительные, партнерские отношения, атмосфера взаимопонимания и доверия могут разрушить барьеры между вами и подростком. Дайте ему понять, что вы простите ему его ошибку, но не переставайте быть требовательными и последовательными в своем воспитании.

 Подросток поздно приходит домой

Подростки зачастую намеренно нарушают установленный комендантский час. Такой протест может быть неосознанным проявлением самостоятельности.  Памятка родителям подростка

Прежде чем устраивать скандал, попытайтесь выяснить, действительно ли комендантский час, установленный родителями его друзей, значительно позже вашего. Возьмите с ребенка обещание предупреждать вас о своем опоздании. И ведите с ребенком профилактические беседы, чтобы он был предупрежден о последствиях асоциальных и противоправных действий.

Подросток выбирает плохих друзей

Вам может показаться, что некоторые друзья вашего подрастающего ребенка оказывают на него негативное влияние. Однако, это не всегда является поводом для тревоги и зачастую неоправданным.

Подросток может быть очень привязан к своим друзьям. И тогда любая критика в их адрес будет восприниматься остро, как личная критика. Чтобы не потерять доверие ребенка лучше воздержитесь от резких необоснованных замечаний в сторону его друзей.

Исключением может стать только компания наркоманов, бандитов и других асоциальных группировок. Здесь необходимо вовремя вмешаться , изолировать  и избавить его от этой проблемы современных подростков.

Проблемы подростков интимного характера

Для подростков естественен повышенный интерес к сексу, в связи с увеличением гормональных изменений в организме. Важно убедиться, что ребенок имеет здоровое представление о возможных последствиях незащищенного секса.

Подросток плохо учится

Или вообще не хочет учиться. Это еще одна проблема современных подростков. Дело всё в том, что у ребенка подросткового возраста значительно расширяется кругозор, меняется мировосприятие и уже сама по себе учёба в школе становится для него менее ценной.  Как понять подростка? 

Учебная мотивация снижается особенно в период активного роста подростка примерно в 13 — 14 лет. А это как раз тот период, когда до окончания школы еще лет 5 и подросток просто теряет внутреннюю мотивацию. То есть он думает: «зачем учиться, если вокруг столько разных перспектив?» или «Мне в жизни биология не пригодится»

Для того, чтобы помочь подростку самое время заняться профориентацией. Заставляйте его размышлять над вопросом профессионального самоопределения начиная с самого простого: «Чем ты хочешь заниматься в жизни?»

Даже если ребенок будет вам резко отвечать: «Ни чем!» поверьте, что внутри себя он будет искать ответ. И еще очень важно приближайте результаты школьной учёбы. Рассказывайте ребенку, зачем она нужна, объясняйте важность и значимость ее для его будущего обучения.

Источник: http://psylive.com.ua/podrostkovyy-vozrast/problemnye-podrostki.html

Как воспитать подростка: проблемы, сложности и способы их решения. Советы психологов и рекомендации педагогов

Подросток. Кто он? Проблемы в подростковом возрасте, советы психолога

Каждой семье знакома ситуация, когда наступает период времени непослушного подростка. Это переходный возраст ребенка. Его важно не упустить, чтобы в дальнейшем не сталкиваться с проблемами в более серьезных форматах. Ведь хочется, чтобы ребенок понимал происходящие события в жизни, воспринимал все правильно и мог пользоваться советами старших людей.

Как воспитать подростка? Это самый насущный и важный вопрос, возникающий в каждой семье, где есть дети. Чаще всего родители начинают свое воспитание с того, что объясняют, почему неправильно поведение ребенка и чем это будет грозить ему в дальнейшем.

Но в большинстве случаях обычные воспитательные беседы и разговоры не дадут никакого результата. И на этом воспитание трудного подросткового возраста останавливается, поскольку родители думают, что не в силах бороться с этим поведением.

Но кто, как ни папа с мамой, должны помочь ребенку и направить его в нужное русло?

О том, как правильно воспитывать подростков, можно услышать от любого психолога. Большинство ученых вывели гипотезу о том, что мозг ребенка очень пластичен. И с самого детства он будет меняться от внешних событий, факторов. Ребенок станет подстраиваться под ту или иную ситуацию. И на основе этого станут формироваться привычки и навыки, которые в дальнейшем сложно переломить.

С возрастом мозг уже не настолько пластичен, но он может развиваться. И это является ключевым моментом, который необходимо использовать. Поэтому важно не упустить момент исправления поведения в подростковом возрасте.

Ведь иногда случается так, что данный период является последним шансом создать и укрепить нервную систему подростка, правильные манеры его поведения.

Все это будет оказывать влияние на дальнейшую жизнь вашего взрослеющего ребенка.

Вопросом о том, как воспитывать детей-подростков, задается каждый обычный родитель. Важно знать то, что в таком возрасте дети становятся очень чувствительны, подвержены частым эмоциональным срывам. Все это происходит у них в голове.

В этом-то и состоит опасность, поскольку, как активно работает мозг и что там происходит, понять сразу невозможно. У подростков активизируется та часть мозга, которая отвечает за эмоции. Дело усугубляется тем, что часть мозга, способствующая принятию здравомыслящих решений, только развивается.

Отсюда и импульсивное поведение, и перепады настроения, и многое-многое другое.

Нужно заранее выяснять, как правильно воспитывать подростков, чтобы потом не возникало проблем. К каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный подход, который подойдет конкретно его характеру, манерам поведения.

Способы, воспитывающего воздействия

Ребенок часто хочет испытывать какую-то радость, какие-то эмоции. Но ведь дети не всегда понимают, что эмоции могут быть не только положительными, но и отрицательными.

Поэтому в случае отрицательных ощущений или негативной ситуации подросток не сможет правильно поступить. Родителям важно знать, какие есть способы воспитывающего воздействия на детей и подростков.

Можно выделить как минимум пять различных методов:

  • убеждение;
  • упражнения и приучения;
  • процесс обучения;
  • метод стимулирования;
  • обязательно контроль и оценка поведения.

Каждый из этих способов должен проявляться от воспитывающего человека, поскольку он различными методами будет влиять на ребенка. В педагогике существует несколько важных позиций.

Первоначально с помощью правильной речи преподносятся объяснения той или иной ситуации. После чего происходит контроль того, как подросток понял слова и какой вывод он делает.

И в конце обязательно нужно дать оценку его поведения.

Первый способ – это убеждение наших подростков

Воспитывать, понимать, любить – это три составляющие, которые обязательно должен применять любой родитель. В момент проведения воспитательной беседы нужно приводить такие аргументы, которые станут основными моментами и будут держать внимание подростка конкретно на возникшей ситуации.

Метод убеждения – это возможность с разных сторон действовать на разум, ум юного человека. Здесь следует использовать различные доказательства, способы объяснения и внушения своей точки зрения. Важно знать, как воспитать самостоятельность у подростка. Ведь данному навыку можно научить только на этапе воспитания.

А именно через упражнение, например, планомерно организовывать выполнение разных действий. Такие упражнения помогут сформировать и развить личность.

Метод обучения и стимулирования

Тому, кто интересуется вопросом, как воспитать подростка, будет интересно узнать еще о двух методах, которые пригодятся в общении с ребенком. Поговорим об обучении. Метод является практически доминирующим средством. Можно обучать словами, наглядным примером и действиями. Эту классификацию необходимо дополнять способами проверки и закрепления.

Следующий метод – это стимулирование. Данный процесс помогает ребенку осознавать проделанные поступки. Стимулирование поможет пробудить, дать импульс, сделать толчок мыслям, чувствам, и тогда ребенок станет действовать в нужном направлении.

Демонстрация любви между членами семьи

По сути, подростки девочки и мальчики сильно не отличаются. Но есть небольшие склонности и различия между ними в воспитании. Существует три метода воспитания. Первое правило – это демонстрация любви. Ребенок должен чувствовать комфорт и уют в доме.

Для этого важно окружать его не только заботой, но и любовью. Часто в непонятных ситуациях ребенку важно выражать поддержку. Каждый член семьи должен проявлять нежность и внимание, а также активно участвовать в жизненных планах юного человека.

При любом положительном или отрицательном событии важно отметить поведение ребенка и в мягкой форме дать оценку его действиям.

Строгость в воспитании. Должна ли она быть?

Второе правило воспитания – это строгость. Если вы интересуетесь тем, как воспитать подростка правильно, то про строгость забывать не стоит.

Ребенок не сможет правильно воспринимать поучительные слова, если родители не будут держать внешний контроль. Причем он должен быть строго озвучен.

Только тогда есть возможность проявления самостоятельности у ребенка, чтобы он мог самостоятельно контролировать свои действия.

Соблюдать последовательность необходимо также в своих действиях и поступках. В случае возникновения повторной ситуации не нужно прибегать к крику и создавать атмосферу страха для ребенка. Такая агрессия только замкнет чувства подростка.

Контроль необходимо постепенно ослаблять. Ребенок должен делать самостоятельные шаги к правильной цели. Иначе все подконтрольные действия не дадут ему понять свое поведение.

Подросток должен ощущать контроль над своим поведением, разбираться в том, что он делает правильно, а что – нет.

При соблюдении этих трех правил воспитания получится отличный результат. У ребенка должно проявляться чувство саморегуляриции своего поведения. Укрепить самоконтроль возможно, выполняя физические упражнения. Самым эффективным видом спорта считается командный – футбол, баскетбол, хоккей.

Период полового созревания

Самый сложный этап развития личности человека – это подростковый период. Каждый родитель должен знать, как воспитывать подростка в 14 лет.

Это период, когда происходит процесс полового созревания, формируются физиологические признаки, вырабатывается характер, проявляются определенные эмоции. Переходный возраст у девочки начинается гораздо раньше, чем у мальчиков.

Поэтому задумываясь о том, как воспитывать подростка мальчика или девочку, следует помнить, что методики их обучения немного отличаются. Давайте поговорим об этом подробнее.

Особенности и отличия в воспитании мальчиков и девочек

Основными отличительными чертами считаются такие нюансы, что мальчику нужно доверять, а вот о девочке следует заботиться.

Если к мальчику часто проявлять любовь, дарить ему нежную заботу, то в глазах ребенка это будет выглядеть так, будто родители не доверяют ему. От отсутствия веры у него не будет самостоятельности.

А вот если девочке дать полную свободу в выборе своих действий, то она может подумать, что она никому не нужна и ее никто не любит. Свою заботу сыну нужно выражать только через доверие.

Чувства девочки и мальчика в раннем возрасте также будут отличаться. Это следует всегда учитывать. Если мальчик-подросток сделал правильный поступок, то его самостоятельное действие необходимо поддержать. Также обязательно следует мотивировать его поступок, чтобы в дальнейшем каждое действие обдумывалось.

Особенности воспитания девочек. Что следует учитывать?

Каждой маме следует знать, как воспитать подростка-девочку. Ведь девочка – это нежное создание, которому необходимо забота и особое внимание. Она при любом случае будет проявлять свои чувства, эмоции и порой даже слезы.

Девочек нужно любить и постоянно проявлять к ним эту любовь на деле, чтобы они чувствовали ее и понимали, что ими дорожат. Девочкам нужно одобрение, забота и понимание.

Особенно важно также помогать в сложную минуту и поддерживать. Как только девочка почувствует заботу, направленную на нее, сразу появится уверенность в себе, своих поступках и действиях.

И в дальнейшем ей будет легко справляться с теми или иными трудностями и проблемами.

Советы для родителей

О том, как воспитать подростка, много уже сказано. Из всего большого количества рекомендаций можно выделить самые главные критерии, на которые стоит обращать внимание каждому родителю, имеющему у себя в доме подростка:

  1. Родители должны интересоваться делами своего ребенка и обязательно участвовать в них. А точнее помогать и поддерживать. Это поможет проконтролировать его поступки и совместно пройти трудности. Если внимательности и помощи родителей будет недостаточно, то у ребенка может появится низкая самооценка.
  2. Мамы и папы должны не только воспитывать, но и слушать и сопереживать чаду. Родители, которые не обладают такими чувствами, будут вызывать у ребенка равнодушие.
  3. У пап и мам должна присутствовать любовь и положительные эмоции. Они должны проявляться не только к подростку, но и друг к другу. Если ребенок будет видеть в семье любовь и нежность, то и у него в душе всегда будут положительные и легкие эмоции.
  4. Признание и одобрение поступков детей со стороны родителей.
  5. К ребенку должно проявляться доверие. Недоверие к подростку приведет к тому, что станет проявляться страх.
  6. Родители должны подавать ребенку личный пример, который будет основываться на правильном поведении, совершении только обдуманных поступков и действий.
  7. Обязательно нужно проявлять внимание к школьной жизни подростка. Это необходимо, чтобы он чувствовал контроль родителей и выполнял свои обязанности по учебе в полной мере. Ведь понятно же, что ему это пригодится.

Мы разобрали общие советы воспитания повзрослевших детей. Прилагайте силы, чтобы найти общий язык даже с самым трудным подростком, и ваши старания обязательно будут вознаграждены.

Источник: http://fb.ru/article/381829/kak-vospitat-podrostka-problemyi-slojnosti-i-sposobyi-ih-resheniya-sovetyi-psihologov-i-rekomendatsii-pedagogov

О чем молчат подростки? интервью с психологом

Подросток. Кто он? Проблемы в подростковом возрасте, советы психолога

Подростковый возраст полон противоречий. Зачастую именно в этот переходный период теряется связь между родителем и ребенком, а извечный конфликт «отцов и детей» достигает точки кипения. Между взрослыми и детьми растет недосказанность, появляется отчужденность…

Подростки чувствуют себя одинокими, взрослые с непониманием, а то и раздражением, воспринимают депрессивное настроение детей, и нередко помочь семье вновь обрести гармонию может только психолог.

«Я Родитель» встретился с психологом Еленой Шалашугиной и узнал, с какими вопросами чаще всего к ней обращаются подростки и их родители.

– Елена, в каком возрасте начинается подростковый период?

– Подростковый период начинается с 11-12 лет (это младшие подростки) и заканчивается 16-17 годами (старшие подростки).

– Кто чаще приходит к вам на консультацию в этот период – родители или подростки?

– Как правило, детей этого возраста на консультацию приводят родители, и подавляющее большинство подростков согласно с тем, что им нужна помощь. Однако есть и такие, которые обращаются к психологу по собственной инициативе. Родители, конечно, в курсе и не против, но все же от личной встречи со специалистом «открещиваются» тотальной занятостью.

– Можно ли выделить основные группы вопросов, с которыми приходят и дети, и взрослые?

– Я бы выделила две большие группы. Первая группа – это все, что связано с проявлениями различных невротических расстройств (обкусанные ногти, плохой сон, тревожность и т.п.

) и «гремучей смесью» из неврологических и психологических особенностей ребенка. Это и головные боли, и сильная утомляемость, и плохая успеваемость. Еще к этой группе я бы отнесла состояния, близкие к психотическим.

В этих случаях без помощи психиатра не обойтись.

– Можно ли выделить симптомы психического расстройства? Как понять родителям, что является признаком психического расстройства, что просто можно отнести к поведенческому настроению, которое со временем пройдет?

– Честно говоря, я не сторонница того, чтобы родители самостоятельно проводили какую-либо диагностику психического состояния своего ребенка. Это связано с тем, что границы между нормой и патологией – особенно в подростковом возрасте в силу определенных физиологических нюансов пубертата – чрезвычайно размыты.

И такой, например, симптом, как наличие несуществующего друга (подруги) может присутствовать и у психически здорового ребенка, и у ребенка с намечающейся психопатологией, поэтому, если родителей беспокоит психологическое и психическое состояние их отпрыска, лучше для начала показать его психологу, а тот уже, если понадобится, направит его к психоневрологу или психиатру.

Тем не менее, когда ребенок начинает замыкаться, избегать общения со сверстниками (именно со сверстниками, поскольку для подростков избегать общения с родителями вполне нормально), демонстрировать аутоагрессивное поведение – рвать на себе волосы, например, – стоит поторопиться с визитом к врачу-психотерапевту.

Примеры обращений к психологу:

Подросток Родители
«Я не могу выйти на улицу. Страшно»«Я слышу голоса»«Он надо мной издевается!»«У всех дети как дети, а этот!»

Родители таких клиентов, к сожалению, мало что могут сообщить на консультации о внутреннем мире своего ребенка, поскольку подросток не делится с ними своими переживаниями. Почему? Потому что страшно.

Причем, часто сами родители необоснованным обесцениванием чувств и переживаний ребенка («Ну что ты, как маленький!», «Опять со своими барабашками разговариваешь?» и т.п.) внушают ему, что он какой-то не такой.

В результате для подростка внутренние необычные проявления могут оказаться слишком пугающими: «Вдруг меня упекут в психбольницу?». И родители, видя, что с их чадом творится что-то неладное, не представляют, чем ему помочь.

– Как вести себя родителям?

– Главное – не занимать позицию страуса, отрицая неприятную реальность. Сами понимаете: проблемы от того, что мы их «в упор не видим», никуда не деваются.

В таких ситуациях самим родителям необходимо получить психологическую поддержку, а уже потом совместными силами помогать ребенку.

Нужно помнить, что если дебют какого-либо психического заболевания случается в подростковом возрасте, то с этим вполне можно справиться, и дальше развитие личности пойдет без патологий.

– Как можно охарактеризовать следующую группу вопросов подросткового периода?

Вторая группа – это детско-родительские отношения, и здесь тоже все очень непросто. И если в первой группе особенности поведения ребенка могут быть обусловлены фактором наследственности (имеются родственники с психическими расстройствами), то проблемы второй группы связаны с внутрисемейным взаимодействием.

Кроме того, в подростковом возрасте напоминают о себе все нерешенные проблемы дошкольного детства, а ведь у подросткового возраста есть и своя задача – отделение от родителей для активного поиска себя, своего места в мире.

Отделение необходимо, чтобы подросток по-настоящему ощутил ответственность за самостоятельно предпринятые шаги в любой области, в том числе в области собственного здоровья.

Родители же далеко не всегда готовы к взрослению своего ребенка, и вот тогда начинаются конфликты – от бойкотирования ребенком просьбы до ухода из дома.

– Как воспринимать подобные действия родителям? Ведь грубость и отрицание действительно свойственны подросткам в этом возрасте.

– Воспринимать как сигнал для смены старой системы детско-родительских отношений на новую, в которой ребенок для родителя становится больше партнером, другом, чем подчиненным. Авторитет родителей стремительно падает, и фразы типа «Потому что я так сказала…» лишь провоцируют у подростка агрессию и протестные отношения.

При этом жизненного опыта, опыта эффективной коммуникации, конструктивного выхода из конфликтов у подростка нет (впрочем, как и многой жизненно необходимой информации).

Так что родители, вооружившись терпением, знаниями и памятуя о том, что ребенок, несмотря на гормоны и «бунтарский дух» любит их ничуть не меньше, смогут вместе с подростком преодолеть 6-7 лет пубертата без особых потерь.

Примеры обращений к психологу:

Подросток Родители
«Я хуже всех»«У меня не получается общаться с мальчиками/девочками»«Я не могу им управлять!»«Он не учится»«Он ничего не хочет и ни к чему не стремится»

Когда ребенок приходит на консультации с подобными жалобами – это знак того, что в семье не было решено много проблем, и очень часто наши клиенты – дети разведенных родителей.

В полных семьях тоже есть проблемы, но там они решаются быстрее, потому что там у ребенка есть база, на которую можно опереться, есть понимание того, что мир – это место безопасное, поскольку родители демонстрируют любовь и уважение и друг к другу, и к ребенку.

А если этой базы нет, значит, ребенок пережил предательство, как минимум, одного из родителей. Я ни в коем случае не хочу сказать, что разводиться нельзя. Формула «счастья» «живите и терпите ради детей» абсолютно не работает. Но! Развод должен проходить грамотно.

Да, мужчина и женщина не могут больше жить вместе как муж и жена, но они не должны забывать о том, что родителями своих детей они останутся на всю жизнь. И разводятся муж с женой, а не папа с ребенком или мама с ребенком.

Таким образом, если оставшийся с ребенком родитель начинает нагнетать обстановку и очернять родителя, который ушел, это очень травмирует ребенка, потому что тот все равно любит и маму, и папу.

Перетягивание каната одним из родителей приводит к комплексным нарушениям личности ребенка, в том числе к большим трудностям в межличностном взаимодействии.

Родители, однако, видят лишь верхушку этого айсберга и приходят с тем, что «Он ничего не хочет и ни к чему не стремится».

– Советы родителям?

– Во-первых, научиться расставлять приоритеты и находить время на общение с подростком. Если и папа, и мама работают по 20 часов в сутки, то в один не самый прекрасный день они обнаружат в квартире совершенно постороннего человека – собственного ребенка, про которого они ничего не знают, и не понимают, с кем он дружит, чем увлекается, не принимает ли наркотики.

Во-вторых, постоянно наблюдать за своим ребенком, потому что не все системы воспитания одинаково полезны: кому-то нужна строгость, а кого-то она может напугать.

В-третьих, не бить ребенка. Физическое наказание не способствует тому, что ребенок усвоит что-то полезное. Зато агрессия на родителя будет аккумулироваться с невероятной скоростью, так как физическое наказание – это всегда унижение. А унижая, высокую мысль вложить нельзя.

– Можно ли напоследок выделить группу проблем, характерных для нашего с вами времени, проблем, с которыми раньше не обращались к психологу?

– Разумеется, это интернет. Родители сейчас в большинстве случаев «спихивают» любые проблемы, возникшие у ребенка, именно на его интернет-общение, хотя я бы не стала занимать в этом вопросе категорическую позицию.

Дело в том, что «питательная среда» для развития личности в подростковом возрасте (мы сейчас говорим о средних и старших подростках) – это межличностное общение. И если по каким-то причинам не удается общаться «вживую», то, естественно, подросток «виснет» в интернете.

Запрещать общение в соцсетях в подростковый период бессмысленно. Зато создание дома благоприятной обстановки для общения с друзьями, искренний интерес к увлечениям подростка, уважительное отношение к его мнению очень быстро отодвинут интернет на десятое место.

А вот контроль подростка, «незаконное» прочтение его переписки, рано или поздно приведет к тому, что пропадет доверие между родителем и ребенком, и все это может обернуться печальными последствиями для обоих.

– Так все-таки подростки – кто они?!И как характеризовать подростковый период?

– Они знают гораздо больше, чем мы думаем! Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый.

Помогая ему обретать себя, участвуя с ним в его поисках собственного «Святого Грааля», становишься свидетелем поистине небывалой метаморфозы.

И чем более чуткими и внимательными будут родители к своим детям в этот сложный и для тех, и для других период, тем гармоничнее и человечнее будет новое поколение.

Беседовала Влада Ворона

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/problems-of-teens/o-chem-molchat-podrostki-intervyu-s-psikhologom/

7 проблем современного подростка – беседа с психологом

Подросток. Кто он? Проблемы в подростковом возрасте, советы психолога

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство.

О наиболее типичных проблемах современных подростков и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский.

Проблемы современных детей

Петр Дмитриевский родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ.

С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва).

В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.

Петр Дмитриевский

— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером.

Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх – иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители.

В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками.

Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение.

Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут. Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками.

Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

Особенности возрастной психологии

– А не связана ли зажатость подростка, его нелюдимость с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при нынешнем ритме жизни такое внутреннее одиночество нередко и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром.

— Бывает и такое, причем я не думаю, что это примета именно нашего времени. Близкие отношения – и между супругами и между родителями и детьми – всегда требовали душевных усилий, а людям инстинктивно свойственно избегать напряжения. И чем больших усилий требует общение с другим, тем чаще у людей возникает желание уклониться от этого общения.

С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. А загруженность работой вроде бы уважительная причина – для него же и стараются.

На самом деле бегство от проблем зачастую лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности.

Желание естественное – в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями.

Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями.

Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности.

Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей.

Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-ponyat-podrostka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.