Расстройства внимания

Содержание

Нарушения внимания: виды и характеристика

Расстройства внимания

Можно выделить следующие виды нарушений внимания: 

  • снижение устойчивости;
  • уменьшение объема;
  • нарушение переключения.

Снижение устойчивости внимания

Снижение устойчивости внимания вызывается снижением концентрации внимания. Когда концентрация снижается либо колеблется, это может привести к снижению устойчивости внимания.

Низкая устойчивость внимания является причиной снижения эффективности целенаправленной познавательной деятельности, а также вызывает возникновение трудностей в мыслительной деятельности.

Для того, чтобы внимание было сосредоточенным и устойчивым, необходимо первоначально фиксировать его на объекте. 

У психически больных людей наблюдаются нарушения и зрительного, и слухового внимания. По методике Шульте, которой по таблицам необходимо искать числа, выявляются результаты, которые превосходят норму по количеству затраченного времени.

Наблюдается общий уровень замедленности работы с сильно выраженной неравномерностью психической деятельности. У некоторых больных наблюдается снижение скорости отыскивания чисел, а время, которое они затрачивают на их отыскивание, наоборот, увеличивается.

Часто происходит удваивание времени из-за того, что больные теряют числа на таблице и не видят их.

Проводя исследование с помощью методики В.М. Когана по дифференциации совмещенных признаков, выявилось, что больным людям по сравнению со здоровыми свойственно затрачивать большее количество времени на раскладывание карточек.

Необходимо пересчитывать карточки и раскладывать их по цветам. Занимаясь выполнением одновременно двух задач, больным людям свойственно допускать значительно большее количество ошибок. В исследованиях, которые проводили Б. В. Зейгарник, Д. Д. Федотовым, Н. Г.

Тихомировой, доказана истощаемость и колебание активного внимания больных людей.

У людей с поражённой ЦНС часто наблюдаются проблемы со слуховым вниманием, так как его объектом выступает концентрация внимания на речевой деятельности. Речь определяет опосредованность внимания, она занимает важное место в развитии его устойчивости.

Когда ребёнок овладевает речью, он учится тому, какими способами можно управлять своим вниманием. Функция второй сигнальной системы – регулирующая, с помощь которой возбуждение становится направленным и локализованным в коре головного мозга.

При помощи речи ребёнок обучается по-особенному видеть мир. Активности речевой деятельности дошкольника свойственно быть направленной в сторону значения.

Ребенок делается более внимательным как к звукам речи, так и , смыслу слов, он может мысленно представить себе предметы, их свойства, действия с ними.

Как отмечал Э. И. Леонгард, около половины детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью либо не могут использовать словесную инструкцию, либо словесная инструкция не оказывает никакого влияния на их деятельность. У них затруднена выработка произвольного внимания. 

Уменьшение объёма внимания

Уменьшение объема внимания является количественным сужением совокупности всех раздражителей ввиду нарушения способности к их удержанию. Таким образом, к примеру, наблюдается сужение объёма внимания у умственно отсталых детей в сравнении с их нормальными сверстниками.

Они могут смотреть, но не видеть, слушать, но не слышать. Глядя на любой предмет, им свойственно видеть в нём меньшее количество отличительных признаков, чем нормально развивающемуся ребенку.

Это является одним из факторов, почему таким детям сложно ориентироваться на улице, в помещении и, особенно, в почти не знакомых местах.

У людей с эпилепсией из-за высокого уровня инертности протекания психических процессов наблюдается зацикленность на многочисленных деталях объектов. Это выступает причиной, почему они не могут сосредотачивать внимание на большом объёме материала. Людям с шизофренией свойственно не удерживать объём внимания по несколько других причинах. Они ничем не мотивируют удержание объема внимания.

У них не получается удержать объём, потому что они стараются познать выхолощенный смысл фразы. Их речи свойственны резонерские рассуждения, она является цепочкой витиеватых, бессмысленных и бесплодных мудрствований.

Как считал Ж. Пиаже, поле внимания индивидов является узким, потому что им трудно, а иногда и невозможно провести мыслительный синтез. Именно это наблюдается у большего количества детей с отклонениями в развитии. Нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста свойственно видеть и замечать многое, однако он не может рационально организовывать свои наблюдения.

Чтобы увеличить объем внимания, нужно не просто вовлекать с каждым разом большее количество учитываемых признаков, но и ассимилировать их, включать в структуру опыта. Для этого необходима сохранность соответствующих механизмов.

Нарушение переключения внимания

Нарушения переключения внимания является нарушением лабильного перехода от одного стереотипа выполнения деятельности к другому, нарушением способности оттормаживать предыдущие способы деятельности.

Нарушение переключения внимания у разных категорий больных людей проявляется по-своему.

У людей с шизофренией отмечается лабильность протекания мыслительной деятельности, им свойственно быстро и свободно переключаться с одного объекта на другой.

Но выбирая новые способы деятельности, огромное значение придаётся их собственная мотивация. Такая лёгкость в переключении внимания усугубляется тем, что отсутствует осмысленность, а действия являются выхолощенными.

Умственно отсталым и больным эпилепсией характерно испытывание особых трудностей при переключении с одного на другое задание.

В их деятельности особенно проявляется застреваемость или «соскальзывание» на способ решения задания, который им хорошо знаком. Они не умеют распределять внимание между различными видами деятельности.

Они не выполняют одновременно два задания, например, не могут рисовать и рассказывать стихотворение.

Синдромы нарушений внимания

Рассеянностью называются снижения способности долгое время концентрировать внимание, сосредотачиваться на чём-то одном, происходят постоянные переходы от одного явления к другому, не останавливаясь ни на чём. Рассеянность чаще всего проявляется при утомлении, при астенических состояниях разного генеза и может сочетаться с повышенной истощаемостью внимания.

Повышенной отвлекаемостью является чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного вида деятельности к другому. При этом никакое действие не будет доведено до конца. Повышенная отвлекаемость наблюдается при маниакальных состояниям, когда она связывается с ускорением ассоциативных процессов.

Инертность внимания – это, наоборот, малая подвижность внимания, при которой нарушено переключение внимания, это своего рода патологическая фиксация внимания.

Апрозексией называется полное отсутствие внимания.

Источник: https://www.Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/patopsihologija/narushenie-vnimanija/

Нарушение внимания

Расстройства внимания

Внимание является сосредоточенной деятельностью человека на каком-либо реальном событии, рассуждении, предмете, образе и т.д. Нарушение внимания отмечается при неврозах, болезнях головного мозга, шизофрении, соматических болезнях, а также при обычной усталости.

Сегодня часто встречается нарушение внимания у детей, которое многие взрослые воспринимают как недостаток воспитания. Это заболевание вызвано нарушением процессов головного мозга и приносит множество неприятностей – от плохих оценок в школе до психологических травм из-за своего недуга.

Такие явления обычно возникают при переутомлении или поражении головного мозга.

Виды нарушения

Различают следующие виды нарушения внимания:

  • порхающая рассеянность (рассеянное внимание);
  • старческая рассеянность (рассеянность с неспособностью переключаться);
  • невнимательность ученого (чрезмерная концентрация внимания с неспособностью быстро переключаться);
  • специфические нарушения, если они касаются только одних видов внимания или памяти;
  • модально-неспецифические нарушения внимания, когда одновременно возникают дефекты зрительных, слуховых, тактильных и двигательных анализаторов.

Симптомы нарушения

Синдром нарушения внимания проявляется в следующих признаках:

  • суетливость, неусидчивость, чрезмерная импульсивность и возбудимость;
  • частая смена деятельности;
  • неспособность концентрации на действии;
  • забывчивость.

Определить данное заболевание может только невролог, психиатр или психолог.

Стоит отметить, что нарушение концентрации внимания может возникнуть из-за каких-либо опасений, страхом перед будущими событиями. В результате этого, организм пытается встретить еще не свершившуюся неприятность.

При обнаружении нескольких симптомов не спешите ставить себе диагноз, но если они повторяются часто и конкретно, тогда стоит обратиться к врачу.

Лечение нарушения концентрации внимания

Обычно используют следующие способы лечения: методы психолого-педагогической коррекции, прием стимуляторов мозговой активности и ноотропных препаратов, различные упражнения для развития концентрации, иглорефлексотерапия, получение полезных питательных веществ.

Причины нарушения внимания

Скрываются в различных психологических или обычных заболеваниях. На это могут влиять усталость, бессонница, головная боль, однообразная монотонная деятельность, органическое поражение коры головного мозга и т.д.

Синдром нарушения внимания у детей

Проявляется в невнимательности, импульсивности и гиперактивности. Это сказывается на их отношениях с друзьями, родителями, учителями. Синдром не так страшен как его последствия – депрессия, неуспешность, наркомания и т.д., поэтому важно не упустить момент и вовремя обратиться к детскому врачу.

Нарушение внимания в пожилом возрасте

Сопровождается снижением памяти. Это вызвано целым рядом старческих изменений.

В пожилом возрасте люди часто страдают сосудистыми и дегенеративными заболеваниями, которые сопровождаются нарушением памяти.

Большинство специалистов рекомендуют людям разного возраста регулярно питаться здоровой пищей, потреблять витамины и заниматься упражнениями, которые развивают концентрацию внимания.

Стоит отметить, что благодаря этим простым действиям, практически на любом возрастном этапе вы можете предотвратить или исправить проблему нарушения внимания.

Рождение ребенка это не только великое счастье, но и серьезное испытание для молодой мамы. И далеко не все могут справиться с ним на эмоциональном уровне. Почему возникает послеродовой психоз и как бороться с эти недугом? Подробности вы узнаете далее. Старческий психоз – симптомы Старость, как известно не радость. Пожилых людей постоянно тревожат болезни и недуги. Причем не только физические. Часто именно проблемы психики становятся поводом тревоги для более молодых родственников. Что делать со старческим психозом и как помочь страдающему родственнику мы расскажем далее.
Маниакально-депрессивный психоз Психика человека удивительный и сложный механизм. Не менее удивительными и сложными являются ее заболевания. Например, маниакально-депрессивный психоз. Как в человеке может сочетаться депрессия и мания? И можно ли вылечить этот недуг? На эти вопросы мы постараемся ответить далее.У многих бывали в жизни ситуации, когда казалось что земля уходит из под ног и реальность происходящего остается под сомнением. Обычно такое происходит при стрессах и потрясениях. Но что если дело принимает более серьезный оборот и человек перестает ощущать себя как личность, бредит и видит галлюцинации? В этом случае речь идет о таком недуге как острый психоз.

Источник: https://womanadvice.ru/narushenie-vnimaniya

Нарушение внимания: причины психопатологических расстройств

Расстройства внимания

Разнообразные нарушения внимания – одни из самых распространенных симптомов, присутствующих в структуре разнообразных психопатологических состояний, неврологических заболеваний и иных сбоев в работе организма.

Нарушения внимания часто наблюдаются при различных когнитивных дефектах, включая расстройства мнестических функций, сбоях целенаправленной двигательной активности, неспособности человека узнавать объекты по чувственным восприятиям.

Под нарушением внимания принято подразумевать невозможность субъекта сосредотачивать деятельность в данный интервал времени на каком-то конкретном объекте или явлении. При расстройствах внимания индивидуум лишается возможности избирательно воспринимать, различать и усваивать явления окружающего мира.

Нарушения внимания: причины

Чаще всего причинами данных расстройств высших психических функций являются органические заболевания головного мозга. Нарушения внимания может быть спровоцировано атрофическими и дегенеративными процессами, нейроэндокринными дефектами.

Нередко причиной проблем со вниманием является действие стрессовых факторов, как молниеносного, так и хронического характера воздействия. Субъект может ощущать проблемы со вниманием при наступлении экстремальных обстоятельств.

Очень часто причиной отсутствия требуемой сосредоточенности являются разнообразные психотические расстройства и неврологические патологии, такие как:

  • эпилепсия;
  • депрессивные расстройства;
  • тревожно-фобические состояния;
  • шизофрения;
  • невроз навязчивых состояний;
  • неврастения;
  • церебральный атеросклероз;
  • олигофрения.

Одна из частых причин болезненного состояния человека – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Данное стойкое неврологическое расстройство стартует в детском возрасте. Наряду с проблемами с концентрацией внимания у больного наблюдается гипертрофированная активность, неуправляемая импульсивность поведения, неспособность контролировать свои действия.

Причиной нарушения внимания могут стать инфекционные заболевания и интоксикации организма. Часто данный симптом фиксируется у больных туберкулезом.

Нарушения внимания: симптомы

Данные расстройства высших психических функций характеризуются разнообразными симптомами, при которых страдает избирательность восприятия, объем воспринимаемой информации, устойчивость процесса, переключаемость с одного явления на другую деятельность. Все дефекты принято классифицировать согласно превалирующим симптомам, наблюдаемым у конкретного пациента.

  • При проблемах с концентрацией у человека наблюдается неспособность сконцентрировать внимание на предъявляемом раздражителе. Рассеянный субъект постоянно отключается от каких-то значимых событий, происходящих в окружающем мире. Он не может обдумывать собственные планы. Его внимание то и дело переключается с одного предмета на другой объект, не задерживаясь на исследуемом явлении на срок, требуемый для его качественного исследования.
  • Расплывчатость мыслей. Особа как бы пребывает в прострации. Человек чувствует упадок сил и ощущает, что утратил интерес к происходящим событиям. Часто причиной таких нарушений внимания является недосыпание и ощутимый недостаток сна. Неспособность сконцентрировать внимание нередко является следствием усталости и истощения.
  • Продолжительное выполнение монотонной работы. Проблемы с концентрацией внимания и рассеянность нередко наблюдаются у водителей, которые управляют продолжительное время автомобилем, двигающимся по неоживленной трассе. Такой феномен описан в литературе, как явление дорожного гипноза.
  • Рассеянность, возникающая, когда индивидуум утрачивает способность распределить внимание между явлениями окружающей среды и внутренними процессами. Снижение концентрации внимания в данном случае возникает из-за того, что персона сильно сосредоточена на собственных размышлениях и переживаниях. Чрезмерно глубокая сосредоточенность на личных ощущениях приводит к тому, что особа вовсе не замечает, что происходит во внешней среде. Причинами появления таких симптомов нарушения внимания часто являются тяжелые депрессивные состояния, тревожно-фобические и обессивно-компульсивные расстройства.
  • Распространенный симптом нарушения внимания – уменьшение объема воспринимаемых данных. При этих формах расстройства больной не способен произвольно удерживать требуемое количество представлений. Из-за этого он не может свободно оперировать информацией, которая поступает из внешних источников. Такой вид нарушения встречается при различных психических расстройствах. Проявления таких нарушений многообразны. Например: субъект не способен качественно выполнить задание из-за того, что он внимательно соблюдает одни требования и забывает о существовании других условий. Больной может отправиться за необходимой в данный момент вещью в соседний кабинет и забыть, для чего он пошел в это помещение. Он не может поддерживать беседу из-за того, что он теряет идею, которую совсем недавно хотел высказать вслух. При таком виде нарушения внимания человек может «выйти» из окна за случайно выпавшим носовым платком, позабыв о том, что он сейчас пребывает на третьем этаже здания.
  • Частый симптом – нарушение устойчивости и глубины внимания. У человека определяется лабильность, скачкообразность, неустойчивость внимания. Больной часто отвлекается от выполняемого задания. Фиксируется снижение наблюдательности. Такой субъект не может довести начатую работу до логического конца. Такие симптомы прослеживаются и во время разговора. Особа не способна вести беседу, поскольку постоянно перескакивает с одной темы на другую. Человек не может дать правильный ответ, поскольку ему трудно дослушать вопрос, соответственно он не понимает сути того, о чем его спрашивали. В процессе общения он часто высказывает нелепо звучащие соображения, невпопад делится воспоминаниями из личной истории. Его внимание стремительно переключается с одного объекта на более яркий и броский раздражитель.
  • Симптом, присутствующий в рамках данной проблемы – избыточная истощаемость внимания. Человек утрачивает возможность продолжительного сосредоточения на конкретном виде активности по причине характерной для него быстрой утомляемости. Спустя короткий отрезок активного труда у больного возникает сильное чувство усталости. Он остро ощущает необходимость сделать перерыв и отдохнуть, у него возникает желание заняться каким-то другим делом. Если изменить вид занятий не удается, персона чувствует раздражительность, непоседливость, нервозность.
  • Тугоподвижность внимания. При данном виде расстройства персона утрачивает способность к быстрому и регулярному переключению внимания с одного объекта на другой. У такого человека наблюдается застреваемость на каком-то элементе процесса. В беседе он подолгу обсуждает один и тот же вопрос. При работе он длительное время фиксирует внимание на каком-то одном компоненте. Ему очень трудно сменить направленность своей деятельности и переключиться на иную работу.

Лечение нарушения внимания

Для ликвидации существующих нарушений проводят медикаментозное лечение основного заболевания. Для восстановления функции внимания часто используют ноотропные препараты. Если причиной расстройства высших психических функций является состояние стресса целесообразно проведение лечения для восстановления нормального психического статуса человека.

Источник: http://mozg.me/sindromi/narusheniya-vyshih-psihicheskih-funktsij/narushenie-vnimaniya.html

Синдром нарушения внимания: причины, виды в психологии

Расстройства внимания

Внимание – это способность человека сконцентрироваться на определенном предмете, мысли и т.д. За эту деятельность отвечает головной мозг.

Синдром необязательно может быть спровоцирован патологическими изменениями в головном мозге и центральной нервной системе, рассеянность человека может вытекать из хронической усталости, утомленности, недосыпа и голода.

Процесс снижения концентрации также неразрывно связан и с возможным ухудшением памяти.

Многие люди игнорируют данные сигналы, считая их настолько мелкими, что они не стоят даже одного похода к врачу. Между тем, это может таить в себе определенную угрозу.

Хорошо, если первопричиной этого стала простая усталость на работе, однако существуют ситуации, при которых нарушение внимания и памяти вызвано поражениями головного мозга или черепно-мозговой травмой, особенно в лобной части.

Также данные признаки у ребенка часто не вызывают мысли у родителей записаться на прием к специалисту. Ребенок тем временем может страдать от аномалий в работе головного мозга, и нарушение внимания при этом может относиться к самым ярким внешним симптомам.

  • 1 Разновидности
  • 2 Группы
  • 3 Причины
  • 4 Первые симптомы
  • 5 Лечение
  • 6

Разновидности

Признаки:

  1. невозможность сконцентрироваться на определенной деятельности здесь и сейчас (чтение, просмотр ТВ, прием пищи). У ребенка данные сигналы могут казаться не отклонениями от нормы, а, наоборот, неотъемлемыми чертами развития. Однако это ненормально – человек легко отвлекается от одного занятия и начинать выполнять совершенно другие действия, не вникает в детали происходящего. Если он разговаривает с кем-то, то о данной беседе он знает лишь поверхностно, не понимая всей ее сути. В медицине это называется блуждающим вниманием;
  2. рассеянность, или порхающее внимание. Имеет те же самые признаки. При рассеянности и без того слабо сфокусированное внимание переключается с одного предмета на другой непроизвольно. Например, человек читает книгу, и если во время чтения он вдруг услышит разговор, его головной мозг “отбрасывает” книгу и начинает вслушиваться в детали беседы. Так, если во время разговора внезапно он услышит музыку у соседей, он так же непринужденно отвлечется от беседы и начнет вникать в слова песни. Этот тип типичен для школьников до 10 лет и для старых ослабленных людей;
  3. неспособность переключиться с одного предмета на другой (невнимательность ученого). Характеризуется предельной концентрацией на чем-то одном. Данный тип является антиподом двух предыдущих. Человек неспособен отбросить одно занятие и заняться другим. Этот тип очень распространен в природе, при этом со стороны может показаться, что такая твердая концентрация – это достоинство. Но наблюдая за человеком, страдающим данной патологией, постоянно, можно убедиться, что это отклонение от нормы. Например, человек работает на компьютере и настолько углубляется в данное занятие, что никакие другие предметы отвлечь его не могут. Его могут звать друзья, но он не откликнется. И это вовсе не акт игнорирования, это нездоровая концентрация головного мозга;
  4. старческая рассеянность – неспособность переключать внимание. Существует и кардинальное отличие – старческой рассеянностью страдают люди после 70 лет. Концентрация их внимания и так априори мала, а невозможность его переключать вытекает из невозможности головного мозга получать и обрабатывать все новую и новую информацию;
  5. слабая концентрация внимания со слабой переключаемостью – возникает в основном при переутомлении, стрессе, психическом расстройстве у взрослых;
  6. чрезмерная эмоциональность. Характеризуется частыми сменами настроения, гневом, раздражительностью и неспособностью сфокусироваться на определенном предмете. Беспокойство и волнение может вызвать эмоциональное расстройство, которое скажется на состоянии памяти и внимания.

Группы

Медицинские эксперты выделяют три группы:

  1. гипопрозексия;
  2. гиперпрозексия;
  3. парапрозексия.

Гипопрозексия – это ослабление внимания, его недостаток. Для этой группы типичны такие состояния, как рассеянность, повышенная отвлекаемость, ограниченность в предметах, на которые человек может обратить внимание. Гипопрозексия может возникать как при переутомлении и отсутствии отдыха, так и при маниакальных синдромах, черепно-мозговых травмах, патологиях в строении и развитии мозга.

Гиперпрозексия – это повышенное внимание и сфокусированность. Является кардинально отличающейся от гипопрозексии группой.

Для нее типичны неподвижность внимания, пространственные непроизвольные задержки внимания, чрезмерная концентрация на каком-либо объекте или мысли, идее.

Гиперпрозексия может наблюдаться при эпилепсии, патологии в строении коры головного мозга, при стрессовых состояниях и депрессиях.

Парапрозексия – самая тяжелая форма заболевания. Данная группа характеризуется несоответствием объекта, находящегося во внимании, и тем, что происходит на самом деле.

Иными словами, при парапрозексии человек концентрирует внимание на своих вымыслах, галлюцинациях, бредовых идеях. Ученые полагают, что парапрозексия возникает как патология из-за чрезмерной концентрации внимания на чем-либо.

Соответственно, нервная система не выдерживает и в какой-то момент дает сбой, что выливается в галлюцинации.

Парапрозексии имеют и обратную сторону, когда возникают у абсолютно здоровых людей. Например, студент, усиленно готовящийся к экзамену, может не слышать окружающие его разговоры или слышать то, о чем на самом деле никто не говорил. Однако в данном случае парапрозексия – это не патология, а лишь следствие излишней временной сосредоточенности.

Причины

Причины кроются как в бытовых проблемах, так и в органических и функциональных поражениях отделов головного мозга. Следовательно, симптомы, основанные не на заболеваниях, со временем проходят. А вот патологии в работе головного мозга бесследно не проходят и вызывают наряду с ухудшением внимания и памяти еще массу ярких симптомов.

Можно выделить следующие причины:

  1. бессонница;
  2. стрессы и эмоциональные расстройства;
  3. усталость и переутомление;
  4. возрастные изменения;
  5. чрезмерное интеллектуальное напряжение;
  6. черепно-мозговые травмы;
  7. патологии в работе и функционировании головного мозга.

Первые симптомы

Нарушения внимания могут проявить себя не сразу. Сначала появятся первые признаки, которые в процессе жизнедеятельности человек может и не заметить. Однако каждому важно знать, какие же первые симптомы сопровождают данное заболевание:

  1. суетливость, неусидчивость (особенно у детей);
  2. ухудшение памяти;
  3. кратковременное ухудшение зрительных и слуховых функций;
  4. импульсивность;
  5. раздражительность;
  6. опасения и страх за что-то, что должно произойти в будущем.

Пожилые люди более всего подвержены развитию патологии из-за возможных патологий в головном мозге. Яркими причинами нарушения внимания могут стать атеросклероз и возникающие при нем бляшки на сосудах, болезни позвоночника, остеохондроз, то есть в основном недуги, влияющие на работу кровеносных сосудов головного мозга.

Лечение

В зависимости от первопричины заболевания пациента могут записать на прием или к психологу (при стрессовых состояниях), или на процедуры МРТ или КТ головного мозга (при поражении головного мозга, болезни сосудов).

При нарушениях памяти при патологиях в работе головного мозга врач обычно назначает медикаментозное лечение следующими препаратами: Фенотропил, Пирацетам, Пикамилон, Глицин. Они действуют целенаправленно, улучшая кровообращение в головном мозге.

Также терапия может включать в себя иглорефлексотерапию, лечебные и водные процедуры, массаж, методику психологической и педагогической коррекции внимания.

Врач невролог высшей категории Шенюк Татьяна Михайловна.

Источник: http://umozg.ru/zabolevanie/narushenie-vnimaniya.html

Нарушение концентрации внимания: что способствует появлению, лечение и профилактика

Расстройства внимания

Рассеянность внимания — нарушение способности концентрировать внимание на какой-либо задаче, теме разговора или предмете.

При нарушении человек постоянно отвлекается на посторонние раздражители, не может заниматься одной задачей, проявляет забывчивость, опаздывает на работу, не может организовать рабочий график.

Эти проблемы сопровождаются импульсивностью и другими проблемами эмоциональной сферы — постоянными сменами настроения, гиперактивностью, нервным возбуждением и постоянной усталостью.

Игнорировать перечисленные симптомы нельзя, длительное нарушение концентрации вредит здоровью и плохо сказывается на эмоционально-психологическом состоянии. Чтобы не допустить осложнений, важно своевременно обратиться к врачу и пройти лечение.

Причины нарушения концентрации внимания

Чаще всего проблемы с вниманием возникают на фоне синдрома дефицита внимания — проблемы, которая возникает не только у детей, но и взрослых.

Неврологи рассматривают синдром как хроническое нарушение, для которого нет эффективного лечения. Считается, что часть детей перерастает гиперактивность и забывчивость и приспосабливается к этим проявлениям во взрослом возрасте.

Кроме синдрома дефицита внимания, нарушения концентрации провоцируют следующие болезни и патологии:

  • депрессии и депрессивные состояния;
  • гипопрозексии, гиперпрозексии и парапрозексии;
  • эпилепсии.

Иногда импульсивность и невозможность долго концентрироваться становятся следствием перенесённых травм головы. Чаще всего это происходит у детей, когда кости черепа еще развиваются и больше подвержены повреждениям.

Типы нарушения концентрации внимания

Врачи выделяют несколько разновидностей патологии, которые классифицируются в зависимости от проявлений, механизмов возникновения и возрастной группы, для которой они характерны.

Истинная рассеянность

При таком типе расстройства пациент полностью отвлекается от всего важного в окружающей среде, от своих дел и планов. Его внимание не сконцентрировано ни на одном объекте и долгое время блуждает.

Состояние часто возникает после бессонницы, головной боли, длительной однообразной и скучной работы.

В эту группу расстройств входит феномен дорожного гипноза, когда после долгого управления машиной в спокойном трафике человек впадает в полудрёму и не ощущает времени в дороге.

Мнимое снижение внимания

  • Развивается как следствие затруднений в распределении внимания: когда человек не может сконцентрироваться на определённом предмете и отвлекается на разные объекты.

    Специалисты называют проблему следствием глубокой внутренней концентрации: человек думает о какой-либо проблеме и не может полностью сосредоточиться ни на чем другом.

    К этой группе нарушений относятся:

  • профессорская рассеянность, при которой размышления упорядочены, но направлены на решение только сложных задач;
  • поэтическая рассеянность, когда человек постоянно мечтает и не обращает внимания на окружающую реальность.

Ученическая рассеянность внимания

Как следует из названия, проблема возникает у детей школьного возраста, иногда сохраняется у студентов.

При расстройстве внимание ребёнка становится чрезвычайно подвижным, он постоянно отвлекается и переключается с одного предмета на другой.

Перемещение внимания происходит самопроизвольно, и в итоге ребёнок не может полноценно сконцентрироваться на одной задаче. Проблема чаще всего наблюдается при синдроме дефицита внимания, реже сопровождает различные виды психопатий.

Старческая невнимательность

При расстройстве пожилому человеку сложно сконцентрироваться на каком-либо деле и переключать внимание с одной задачи на другую. Это нарушение развивается вследствие естественных процессов старения и требует активной врачебной помощи только при выраженной степени, когда проблема с концентрацией мешает вести привычный образ жизни.

Что происходит при нарушении концентрации внимания

  • Вам сложно сфокусироваться на какой-либо задаче, вы постоянно отвлекаетесь на незначительные раздражители или переключаетесь на другие дела;
  • не можете сфокусироваться при чтении книги, во время разговора с другими людьми;
  • чрезмерно концентрируетесь на чем-то одном, например, во время чтения или просмотра фильма не замечаете ничего вокруг;
  • испытываете трудности с самоорганизацией, постоянно откладываете рабочие дела, опаздываете, плохо ориентируетесь во времени, часто теряете вещи;
  • страдаете от проблем в эмоциональной сфере, в том числе частых перемен настроения, нервного возбуждения, гиперактивности или чувства усталости, разбитости.

Методы диагностики

Чтобы диагностировать проблемы с концентрацией внимания, в клинике ЦМРТ проводят комплексную диагностику, в которой участвуют невролог, психолог, а при необходимости — психиатр. Врачи записывают жалобы пациента или родителей, если на приём приводят ребёнка, проводят опрос, тестирования и используют другие методы определения состояния пациента.

К какому врачу обратиться

Если вы не можете сконцентрироваться, постоянно отвлекаетесь и испытываете проблемы с самоорганизацией, запишитесь на приём к терапевту ЦМРТ. Врач проведёт первичный осмотр и для уточнения диагноза привлечёт других профильных специалистов — невролога, эндокринолога или психотерапевта.

Невролог • Мануальный терапевт
Стаж 22 года

Невролог • Иглорефлексотерапевт
Стаж 13 лет

Массажист • Кинетрак
Стаж 14 лет

Физиотерапевт
Стаж 33 года

Как лечить нарушение концентрации внимания

Единого эффективного лечения проблем с концентрацией и синдрома дефицита внимания не существует. Чтобы улучшить состояние ребёнка, в клинике ЦМРТ индивидуально подбирают врачебные и реабилитационные мероприятия, составляют рекомендации по нормализации режима дня и питания.

У взрослых проблему корректируют, в зависимости от причин её возникновения. Например, при тревожных и депрессивных расстройствах назначают препараты-антидепрессанты, при органических поражениях головного мозга — ноотропные лекарства.

Последствия

Если человек постоянно отвлекается, это негативно снижается на его способности к обучению и работоспособности.

При невозможности сконцентрироваться на выполняемой задаче возникает раздражительность, ухудшается психо-эмоциональное состояние.

При этом у части детей с расстройством внимания проблема проходит сама по себе или во взрослом возрасте человек приспосабливается к ней и не испытывает проблем.

Профилактика нарушений концентрации внимания

У детей. Следите за распорядком дня ребёнка, приучите его ложиться спать и вставать в одно и то же время, организуйте дневной сон. По возможности запрещайте подвижные и эмоциональные игры перед сном. Добавьте в рацион ребёнка больше свежих овощей и фруктов, обратитесь к педиатру, который назначит витаминную добавку.

У взрослых. Откажитесь от вредных привычек, нормализуйте режим дня, старайтесь придерживаться здорового образа жизни. По возможности избегайте стрессовых ситуаций и переутомлений на работе, регулярно устраивайте небольшие перерывы, занимайтесь релаксацией.

Источник: https://cmrt.ru/simptomy/narushenie-kontsentratsii-vnimaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.