Синдромы интеллектульно-мнестических расстройств – нарушения памяти и интеллекта, приобретенное и врожденное слабоумие

Клинические формы интеллектуально-мнестических расстройств

Синдромы интеллектульно-мнестических расстройств - нарушения памяти и интеллекта, приобретенное и врожденное слабоумие

Перебои в работе нервных структур, спровоцированные патологиями врожденного и приобретенного характера, органические процессы в головном мозге и нарушения психического здоровья влекут за собой снижение сохранности и способности воспроизводить информацию, решать те или иные логические задачи. По мере прогрессирования нарастают психические отклонения. Такие симптомокомплексы называются интеллектуально-мнестическими нарушениями.

Классификация интеллектуально-мнестических нарушений

Интеллектуально-мнестические расстройства – снижение способности к обучению в совокупности с нарушением памяти на события прошлого и настоящего. Мнестические расстройства возникают по различным причинам, имеют свои классификации и формы.

Они могут быть по происхождению:

  • врожденные;
  • приобретенные;
  • тотальные;
  • лакунарные.

По степени нарушения памяти выделяют:

  • гипермнезию: больной не способен отличить главные события от второстепенных;
  • гипомнезию – снижение памяти;
  • ретроградную амнезию – потеря воспоминаний, которые были предшественниками начала патологии;
  • фиксационную амнезию – нарушение кратковременной памяти;
  • прогрессирующую амнезию – поэтапное ухудшение запоминания;
  • парамнезию – искажение или преувеличение случившихся событий.

Узнайте о проявлениях лабильного типа характера и психологические особенности человека.

Читайте о причинах менингита у взрослых, последствиях и осложнениях патологии.

Причины

Нарушения памяти возникают на разных основаниях. К ним относят:

  • изменения церебральной гемодинамики;
  • гипоксию головного мозга;
  • дисфункциональные состояния и метаболические нарушения ЦНС;
  • ишемию и некроз нейрональной ткани и глиальных клеток;
  • гормональные дисбалансы;
  • воздействие лекарственных средств;
  • дефицит витаминов;
  • синдром общей интоксикации;
  • психоневрологические нарушения.

К мнестическим расстройствам могут привести и соматические заболевания.

Атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, онкологические новообразования, инфекционно-воспалительные патологии (менингит, клещевой энцефалит) способствуют снижению памяти и нарушению ее функций.

Вредные привычки (алкоголизм, наркомания) – не исключение. Причинами могут депрессии, болезнь Альцгеймера, эпилепсия, невротические состояния.

Клинические формы нарушения динамики мнестической деятельности

Корсаковский синдром характеризуется расстройством сохранения воспоминаний о событиях, которые произошли недавно. Долговременная память не нарушается. Провалы больной замещает фантазиями.

Пациент не может ориентироваться в пространстве и времени, назвать дату, время, место, где он сейчас находится, рассказать, с кем и о чем общался. Такие люди становятся апатичными, раздражительными и быстро устают.

Развивается Корсаковский синдром в пожилом возрасте, после перенесенных инсультов, травм черепа, алкогольного делирия.

Деменция – приобретенное слабоумие прогрессирующего характера, сопровождающееся снижением когнитивных функций, нарушением речевых и двигательных способностей, утратой самоконтроля в сочетании с дезадаптацией.

Данная патология может быть сосудистой, атрофической, а чаще всего смешанной.

Она имеет разные степени тяжести и проявляется в виде полного исчезновения умственных способностей и личности либо снижением интеллектуальных возможностей с сохранением личности (лакунарное слабоумие).

Атрофическая форма деменции развивается у пожилых людей, ее невозможно вылечить и устранить. Недуг оканчивается деградацией личности: человек не помнит, как его зовут, где он живет, кто его родственники.

Нередко пациенты становятся инвалидами (при болезни Паркинсона), у них возникает тремор, беспорядочные движения в замедленном виде, депрессия.

Сосудистая форма деменции ведет к развитию амнезии прогрессирующего течения, приводящей к лакунарному слабоумию в сочетании с апатией, упадком сил, нарушением координации и недержанием мочи.

Психоорганический синдром – сочетание ослабленности, снижения памяти, безволия, эмоциональных перепадов настроения и отсутствие сообразительности. Может возникать в любом возрасте. Больные зависят от метеорологических условий.

Важно! У детей психоорганический синдром возникает на фоне гипоксии головного мозга и пороков. Малыши импульсивны, постоянно плачут, невнимательны, не могут сидеть. Нервно-психическое развитие не соответствует их возрасту.

Выделяют 4 формы, которые характеризуют психоорганический синдром.

  1. Астения: общая слабость, вялость, неадекватность, резкие перепады настроения, истощение на нервном фоне без снижения интеллекта.
  2. Эйфория – внезапные чувства восторга и приподнятого настроения, которые быстро переходят в депрессию и слезы.
  3. Апатия – резкое возникновение безразличия к жизни, сопровождающееся снижением интеллекта и памяти.
  4. Эксплозия – сочетание всех трех синдромов с выраженной тягой к алкогольным напиткам.

Слабоумие имеет врожденные формы, к которым относятся дебильность, имбецильность и идиотия. Дебильность является легкой формой. Уровень развития человека соответствует двенадцатилетнему подростку.

Имбецильность – олигофрения средней степени тяжести, проявляющаяся сниженной способностью к обучению, примитивным мышлением и речью, асоциальностью, раскрепощенностью сексуального характера. Идиотия – тяжелая степень олигофрении, уровень интеллекта соответствует трехлетнему ребенку.

Читайте, что такое сенильная деменция: признаки и лечение.

Родителям на заметку! Умственная отсталость: основные виды и формы.

Узнайте про частичную потерю памяти: причины, проявления и терапия.

Помощь пациентам

Диагностические мероприятия проводят психологи и психиатры. Используют специальные тесты для выявления уровня интеллекта при различных степенях слабоумия:

  • если IQ меньше 20 – идиотия;
  •  20–50 – имбецильность;
  • 50–70 – дебильность.

Также применяются инструментальные методы исследования для выявления дегенеративных и ишемических изменений головного мозга.

Лечение когнитивно-мнестических нарушений комплексное. Кроме улучшения памяти, проводят терапию основного заболевания, которое привело к этому состоянию.

В зависимости от причины назначают антибиотики, психотропные, гормональные средства. Для улучшения мозгового кровообращения и повышения когнитивных способностей используют Пирацетам и Глицин.

Рекомендуют проводить витаминотерапию и соблюдать белковую диету.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://golmozg.ru/zabolevanie/intellektualno-mnesticheskie-narusheniya.html

Нарушение интеллекта: формы и методы лечения слабоумия

Синдромы интеллектульно-мнестических расстройств - нарушения памяти и интеллекта, приобретенное и врожденное слабоумие

Нарушение интеллекта, также именуемое слабоумие – собирательный термин, обозначающий расстройство всех когнитивных и мнестических функций психики. При нарушениях интеллекта у детей и взрослых определяются дефекты во всех видах мыслительных процессов.

Ухудшается восприятие, память, внимание, воображение. При нарушении интеллекта дети и взрослые испытывают трудности в формировании понятий, решении задач, установлении логических связей между окружающими явлениями.

При слабоумии человек утрачивает возможность отделять главные идеи от второстепенных фактов.

При нарушениях интеллекта снижается или полностью утрачивается критика к собственным высказываниям, действиям, поведению в целом.

Нарушение интеллекта: формы

Нарушение интеллекта имеет две основные формы:

  • врожденное слабоумие, именуемое также умственная отсталость или олигофрения;
  • приобретенное расстройство когнитивных способностей, которое носит название деменция.

Деменция

Приобретенное нарушение интеллекта характеризуется ослаблением способностей человека к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. У человека не только уменьшается запас знаний, но и он испытывает значительные трудности в плане правильного использования ранее приобретенных бытовых умений. Становится не возможным применение в жизни ранее полученных профессиональных навыков.

При деменции определяется значительное обеднение эмоционального мира человека, истощается способность испытывать глубокие эмоции и чувства.

В начале деменции фиксируется плоский аффект – явление, когда субъект утрачивает способность испытывать и демонстрировать переживания, нормальные для каких-либо определенных условий.

В дальнейшем возникает аффективное уплощение – психопатологическое состояние, при котором у человека существенно ослабевают эмоциональные реакции, возникает бесчувствие, безразличие, холодность.

Также наблюдается изменения в волевой сфере личности: исчезает сила и стойкость воли, пропадает целеустремленность, изменяется локус контроля. Со временем искажается характер человека: в личностном портрете возникают ранее не присущие индивидууму черты.

Претерпевает изменений мышление человека. Субъект все происходящие события считает важными, все мелочи являются для него значительными.

Мышление при нарушениях интеллекта становится непродуктивным и чрезмерно обстоятельным. Персоне очень трудно четко сформулировать и высказать собственные мысли.

У больного сужается круг интересов, его перестают увлекать ранее захватывающие занятия. Со временем он концентрирует внимание на своих патологических размышлениях.

Приобретенные нарушения интеллекта возникают при атрофических процессах в структурах головного мозга. Такие интеллектуальные расстройства более характерны для лиц пожилого и старческого возраста.

Нередко дефекты интеллектуальной сферы являются ведущими симптомами деменции альцгеймеровского типа. Приобретенные нарушения когнитивных и мнестических функций наблюдаются в рамках психоорганического синдрома.

Такие нарушения интеллекта возникают при сосудистых патологиях головного мозга, нарушениях метаболизма и иных органических патологиях, напрямую влияющих на высшую психическую деятельность.

По вариантам течения деменцию подразделяют на формы:

  • стационарное нарушение интеллекта, для которого характерно отсутствие усугубления расстройства;
  • прогрессирующее слабоумие, которое по мере отягощения приводит к психическому маразму – полному прекращению психической деятельности человека.

Олигофрения

Врожденное нарушение интеллекта, определяемое в раннем детском возрасте, носит название умственная отсталость или олигофрения. Данное расстройство обусловлено дефектами в индивидуальном развитии организма детей в эмбриональный и ранний постэмбриональный период.

Нарушения интеллекта у детей имеют постоянный характер, однако слабоумие может отягощаться при последующем влиянии негативных экзогенных факторов. Олигофрения характеризуется существенной задержкой или недостаточным развитием когнитивных и мнестических функций, что приводит к нарушениям адаптации детей в социуме.

Традиционно врожденное нарушение интеллекта у детей подразделяют на три формы:

  • дебильность, при которой частично сохраняется возможность к трудовой деятельности;
  • имбецильность, при которой у человека отсутствует способность к труду, однако имеется возможность самостоятельно себя обслуживать;
  • идиотия, подразумевающая полное отсутствие возможности самообслуживания.

В настоящее время психиатры руководствуются критериями МКБ-10, в котором описано четыре формы слабоумия:

  • легкая степень, именуемая дебильность, при которой психологический возраст человека колеблется в пределах от 9 до 12 лет;
  • умеренная степень, носящая название нерезко выраженная имбецильность, знаменующая развитие интеллекта на отрезке от 6 до 9 лет;
  • тяжелая степень, также называемая выраженная имбецильность, подразумевает пребывание субъекта в психологическом возрасте от 3 до 6 лет;
  • глубокая тяжесть расстройства, которую именуют идиотия, при которой когнитивные способности человека соответствуют потенциалу детей до 3 лет.

Точное количество лиц, страдающих врожденным нарушением интеллекта, на сегодняшний день не установлено. Однако международные исследования показывают, что число больных олигофренией составляет не менее 1% жителей земного шара. Согласно научным изысканием на постсоветском пространстве количество детей и взрослых, имеющих нарушения интеллекта, колеблется в пределах от 2 до 5%.

Нарушение интеллекта: причины и симптомы

Также до настоящего времени не установлена точная этиологическая причина олигофрении. К возможным причинам врожденного нарушения интеллекта у детей ученые относят следующие факторы:

  • генетические причины – хромосомные аномалии и нарушения функций отдельных генов;
  • внутриутробное поражение плода, вызванное сильнодействующими химическими агентами или спровоцированное источниками ионизирующего излучения, например действием свободных радикалов;
  • тяжелые инфекционные заболевания матери в период беременности, например: перенесенная болезнь, спровоцированные цитомегаловирусной инфекцией;
  • рождение ребенка значительно раньше установленного срока;
  • повреждения органов детей, полученные во время родов;
  • кислородное голодание при сдавливании дыхательных путем в первые минуты жизни детей;
  • черепно-мозговые травмы, полученные в раннем детском возрасте;
  • пониженное содержание кислорода в тканях головного мозга, вызванное разными причинами;
  • инфекционное поражение нервной системы детей.

Нарушение интеллекта у детей проявляется, в первую очередь, в значительном отставании развития от возрастной нормы. Развитие психических функций происходит крайне замедленными темпами. Формирование высшей психической деятельности носит атипичный характер и часто имеет резко выраженные количественные и качественные отклонения.

Лица, страдающие врожденным слабоумием, растут ослабленными и болезненными детьми. Для них характерна чрезмерная раздражительность, сочетаемая с яркой пассивностью.

Дети с расстройствами интеллекта мало интересуются явлениями окружающего мира. У них существенно снижена потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Такие дети не включаются в игры с ровесниками.

Их не увлекают процессы конструирования, лепки, рисования.

Они не способны действовать спонтанно в соответствии с меняющимися условиями действительности. Им очень тяжело усвоить навыки для верной ориентации в происходящем. Дети с нарушением интеллекта с трудом понимают важные свойства окружающих объектов. Они не могут установить существующих связей между предметами.

У детей с расстройствами интеллектуальной деятельности недостаточно развито произвольное внимание. Они не способны усилиями воли целенаправленно концентрировать внимание на требуемом задании. Для таких детей является невозможным одновременное выполнение нескольких вариантов умственной деятельности.

Практически всегда при олигофрении страдает речевая функция: у таких детей фиксируется существенное недоразвитие речевой деятельности.

Некоторые олигофрены не разговаривают вплоть до пятилетнего возраста. Со значительным опозданием происходит становление слуха.

Огромные трудности дети с врожденным нарушением интеллекта испытывают при необходимости выполнения заданий, требующих наглядно-образного решения.

Большинство детей, страдающих слабоумием, воспринимают предъявляемые им изображения, как реально существующую ситуацию. Они начинают действовать, как будто сцены на картинках существуют в реальном мире.

Еще один симптом нарушения интеллекта у детей – существенные трудности в процессах запоминания и воспроизведения информации. Олигофрены способны запомнить очень малый объем информации. Как правило, они могут зафиксировать в памяти лишь яркие, броские, привлекательные детали.

Существенно страдает и волевая сфера психики. Дети с олигофренией безынициативные и нерешительные. Они не могут действовать самостоятельно и часто действуют согласно указаниям других людей. Дети с нарушением интеллекта поступают импульсивно и хаотично.

Характерный признак олигофрении – эмоциональная незрелость. У таких детей сильно ограничен диапазон эмоций и чувств. Они не способны к глубоким переживаниям. Для них свойственна нестабильность эмоционального фона. Они не могут ярко демонстрировать свои переживания.

Нарушение интеллекта: лечение

Лечение нарушений интеллекта у детей и взрослых зависит в первую очередь от этиологического фактора и степени тяжести расстройства. Специфическое лечение проводится для устранения обстоятельств, ставших причиной интеллектуальной дисфункции. Именно поэтому лечение нарушения интеллекта избирается для каждого конкретного пациента в индивидуальном порядке.

Огромное значение для преодоления нарушений интеллекта, имеющего и врожденный и приобретенный характер, имеют мероприятия, направленные на социальную адаптацию больного. Для детей немаловажна грамотно составленная программа воспитательных и образовательных мероприятий, обучение навыкам самообслуживания и прививание трудовых умений.

Следует помнить о том, что любой человек с нарушением интеллекта находится в прямой зависимости от помощи и поддержки других людей.

Больной испытывает существенные затруднения в понимании происходящих явлений и очень страдает от того, что он не такой, как окружающие.

Именно поэтому для предупреждения аутоагрессивного поведения детям и взрослым с расстройствами интеллекта важно внимание и забота близких людей.

Источник: http://mozg.me/sindromi/narusheniya-vyshih-psihicheskih-funktsij/narushenie-intellekta.html

Расстройства памяти и интеллекта

Синдромы интеллектульно-мнестических расстройств - нарушения памяти и интеллекта, приобретенное и врожденное слабоумие

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8   ..

Расстройства памяти и интеллекта (ПСИХИАТРИЯ)

Память — такой вид психической деятельности, при помощи которого отражается прошлый опыт.

Память («входные ворота интеллекта») является необходимым условием для более сложного вида психической деятельности — мышления. Различают кратковременную и длительную, механи­ческую и смысловую (ассоциативную) память

Память состоит из следующих основных компонентов рецеп­ция — восприятие нового, ретенция — способность удерживать эту новую информацию, репродукция — способность воспроизводить полученную информацию

Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (способность к рациональному позна­нию, мышление, ориентировка, критические способности, уме­ние адаптироваться в новой ситуации и т.д.)

6.1.1. Нарушения памяти

6.1.1.1. Амнезии

Амнезия (греч. а — частица, означающая отрицание, + mneme — память, воспоминание) — потеря памяти, отсутствие ее

Ретроградная амнезия — потеря памяти на события, предшест­вующие расстройству сознания или болезненному психическому состоянию Может охватывать различный отрезок времени.

Человек, перенесший травму головы с потерей сознания в течение 5 ч, прийдя в себя, никак не мог вспомнить не только как, при каких обстоя­тельствах это случилось, но и что было в течение трех дней перед этим. Совершенно не помнил, что он в этот период делал, где был, кого видел

Антероградная амнезия — потеря памяти на события, проис­шедшие непосредственно после окончания состояния расстроен­ного сознания или болезненного психического состояния

Продолжительность во времени также может быть различной

Больной, перенесший серию эпилептических припадков, после окон­чания их и полного прояснения сознания долго разговаривал с врачом, сообщая ему о самочувствии в данный момент, жаловался на боль в при­кушенном языке, на чувство разбитости во всем теле, просил поскорее выписать его домой. Однако когда он встретил врача через несколько ча­сов – к вечеру того же дня, то никак не мог вспомнить, что сегодня этого врача уже видел. Совершенно не помнил также и содержание беседы, а также все другие события дня (что он ел за обедом, чем занимался)

Нередко встречается и сочетание этих двух видов амнезий, в таком случае говорят о ретроантероградной амнезии.

Фиксационная амнезия — потеря способности запоминать, фиксировать текущие события; все, что в данный момент имело место, тут же больным забывается.

Больная никак не могла запомнить, где стояла ее кровать, хотя нахо­дилась в этой палате уже в течение нескольких лет, не помнила имени сво­его лечащего врача, несмотря на то, что ей сообщали его каждый день, ни­как не могла вспомнить, что она только что ела, чем занималась. Встречая по несколько раз в день дежурную сестру, каждый раз радостно заявляла: «Рада вас приветствовать, давненько мы с вами не встречались»

Прогрессирующая амнезия характеризуется постепенным ос­лаблением памяти, причем в первую очередь ослабляется, а потом и исчезает память на текущие события, на то, что было недавно, на события последних лет, в то время как далекое прошлое человек может помнить долго и довольно хорошо.

Больная, ничего не помнящая из событий последних лет, забывшая даже, как зовут ее дочь, в то же время хорошо помнила, какую чудесную куклу ей подарили в шестилетнем возрасте, хотя было это 60 лет тому назад. Помнила, какое на этой кукле было платье, какие волосы, как она не расставалась с ней даже ночью.

Характерная последовательность снижения памяти по принципу «обратного хода памяти» называется законом Рибо. По этому закону происходит и так называемое физиологическое старение памяти

6.1.1.2. Парамнезии

Парамнезия (греч para — рядом, возле, около + mneme — па­мять, воспоминание) — ошибочные, ложные, превратные воспо­минания Человек может вспоминать действительно имевшие ме­сто события, но относить их к совсем иному времени. Это назы­вается псевдореминисценциями — ложными воспоминаниями

Конфабуляции (от лат. con — с + fabula — повествование, история, сказка, беседы) — другой вид парамнезии — вымышленные воспо­минания, совершенно не соответствующие действительности, ког­да больной сообщает о том, чего в действительности никогда не бы­ло. В конфабуляциях часто присутствует элемент фантазии.

Больной с возмущением говорил: «Ужасные безобразия творятся в той клинике вчера, например, меня посадили в клетку, а до этого заста­вили вылезать на улицу через форточку».

Криптомнезия (от греч kryptos — скрытый, тайный + mneme — память, воспоминание) — такого рода парамнезии, когда человек не может вспомнить, когда было то или иное событие, во сне или наяву, написал ли он стихотворение или просто запомнил когда-то прочитанное, был ли он на концерте известного музыканта или только слышал разговор об этом. Иными словами, забывается источник той или иной информации.

Больная утром, только что проснувшись, рассказала соседкам по па­лате содержание своего сна: ей приснилось, что мать в ее отсутствие сдала в ломбард все ее платья.

Увидев мать, пришедшую к ней на свидание к вечеру этого дня, больная стала плакать и упрекать ее за «сданные в лом­бард платья».

Была убеждена, что это было на самом деле, заявляла мате­ри: «Тебе просто стыдно, вот ты и говоришь, что ничего не сдавала».

Очень редко встречается так называемая фотографическая па­мять, когда человек, только что прочитав несколько страниц не­знакомого текста, может тут же повторить на память все прочи­танное почти без ошибок.

Близок к фотографической памяти и феномен, называемый эйдетизмом, в целом относимый не только к памяти, но и к обла­сти представлений (см. главу 5).

Эйдетизм (от греч. eidos — образ) — явление, при котором представление зеркально воспроизводит восприятие. Здесь также участвует память в ее ярком образном виде: предмет или явление после исчезновения сохраняет в сознании человека свой живой наглядный образ.

Эйдетизм как нормальное явление бывает у ма­леньких детей с их способностью к яркому образному восприя­тию и чрезвычайно редко встречается у взрослых. Например, ре­бенок, посмотрев на фотографию и перевернув ее обратной сто­роной, может в точности описать виденное.

Очень хорошая память совершенно не обязательно свидетельст­вует о высоком интеллекте. У олигофренов может быть очень высо­ко развито механическое запоминание без всякого его осмысления.

6.1.2. Интеллектуальные расстройства

Расстройства интеллектуальной деятельности — изменение процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей.

6.1.2.1. Слабоумие

Различают так называемую деменцию (от лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум) — приобретенное слабоумие и олигофрению (от греч. oligos — малый в смысле количества + phren — дума, ум) — врожденное слабоумие. По особенностям клинической картины различают следующие типы деменций.

Органическая деменция — слабоумие, вызванное главным об­разом сосудистыми заболеваниями головного мозга, сифилити­ческими и старческими психозами, травмами головного мозга. Органическое слабоумие обычно делят на две группы: тотальное (диффузное, глобальное) и частичное (дисмнестическое, парци­альное, лакунарное).

Тотальное слабоумие характеризуется стойким снижением всех интеллектуальных функций, слабостью суждений, отсутствием критики к своему состоянию. Примером тому может служить так называемая сенильная деменция (см. «Психозы старческого воз­раста»), а также слабоумие при прогрессивном параличе (паралитическая деменция — см.).

Больной, в прошлом очень образованный и культурный человек, не стесняясь присутствующих, ходит голым по палате, затем подходит к мо­лодому врачу и предлагает ей «немедленно выходить за него замуж».

Не помнит дат своей жизни, известных исторических дат.

Без всякой крити­ки относится к своему состоянию, считает себя вполне здоровым, а факт своего пребывания в отделении психиатрической больницы объясняет желанием «отдохнуть отдел в этой милой обстановке».

Частичное (дисмнестинеское) слабоумие характеризуется, как показывает уже само название, выраженными нарушениями па­мяти. Остальные интеллектуальные функции страдают главным образом вторично, поскольку нарушаются «входные ворота интеллекта», как иногда называют память.

Такие больные сохраня­ют способность к суждениям, у них наблюдается критическое от­ношение к своему состоянию. Им трудно усваивать новое, но ста­рые знания, особенно профессиональные, хорошо закрепленные, могут у них сохраняться довольно долго.

Ввиду критического от­ношения к себе такие больные понимают свое положение, стара­ются избегать разговора, в котором они могли бы обнаружить расстройства памяти, пользуются постоянно записной книжкой, пи­шут заранее, что им надо сказать или сделать.

Типичная картина такого частичного слабоумия может на­блюдаться при церебральном атеросклерозе или сифилисе головного мозга.

Среди приобретенного слабоумия выделяют также шизофре­ническое и эпилептическое слабоумие.

Шизофреническое слабоумие, называемые еще апатическим или атактическим, характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умствен­ной деятельности еще длительное время могут сохраняться.

Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не от­крываемым.

Молодой человек 22 лет целыми днями неподвижно лежит в постели, не проявляя ни к чему никакого интереса и ничем не занимаясь. Не берет в руки книг, совершенно равнодушен к самой интересной телевизионной передаче.

В то же время однажды неожиданно подошел к шахматному столику и обыграл очень сильного шахматиста. В дальнейшем по-прежне­му ничем не занимался, безучастно относился к многочисленным предло­жениям сыграть в шахматы.

Эпилептическое слабоумие выражается не только в значитель­ном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышле­ния, когда человек начинает терять способность различать глав­ное и второстепенное, ему все кажется важным, все мелочи — зна­чительными.

Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют ино­гда лабиринтным).

Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своем состоянии (концентрическое слабоумие).

Больная 36 лет, с детства страдающая эпилепсией, подробно, с множе­ством деталей, сообщает о своем состоянии: «Так вот, значит, я тогда пош­ла, пошла, а передо мной дверь, ну я взялась за ручку, взялась и толкнула, а там еще бабушка стояла, у нее носки шерстяные и ботинки сороковой размер …» и т.д.

Всю эту длинную речь больная произнесла для того, чтобы сообщить врачу о появлении припадков после ушиба головы дверью. Па­мять резко снижена, женщина пользуется небольшим количеством слов, часто применяя трафаретные выражения и рифмы, охотно употребляет уменьшительные слова: «глазоньки», «рученьки», «сестриченька», «кроваточка».

Целиком занята собой, окружающим интересуется постольку, по­скольку это имеет какое-то отношение к ней.

Олигофрения — наследственное, врожденное или приобретен­ное в первые годы жизни слабоумие, выражающееся в общем психическом недоразвитии с преобладанием в первую очередь интеллектуального дефекта и вследствие этого в затруднении со­циальной адаптации.

6.2. Основные синдромы нарушений памяти и интеллекта

Синдром Корсакова — разновидность амнестического синдро­ма. Основой его является невозможность запоминать текущие со­бытия (фиксационная амнезия) при более или менее сохранной памяти на прошлое.

В связи с этим возникает нарушение ориен­тировки (так называемая амнестическая дезориентировка). В первую очередь это касается времени. Кроме того, имеется дез­ориентировка в месте и окружающей действительности.

И еще один характерный симптом этого синдрома — парамнезии, глав­ным образом в виде конфабуляций или псевдореминисценций, но могут наблюдаться и криптомнезии.

Больной 33 лет, переведенный в психиатрическую клинику (ввиду вы­раженных расстройств памяти) из хирургической, где он лечился по поводу травмы головы, охотно сообщает свое имя и фамилию, профессию, имена детей. В то же время не знает, где он сейчас находится, какое сегодня число, что он совсем недавно ел.

Никак не может запомнить имени лечащего вра­ча (несмотря на то, что каждый день спрашивает об этом), не помнит, где стоит его кровать. На вопрос, чем он вчера занимался, сообщает, что «пришлось срочно пересматривать один проект».

В другой раз говорит: «Целый день занимался починкой мотоцикла, что-то он опять у меня забарахлил».

Органический (энцефалопатический, психоорганический) синд­ром состоит из триады Вальтер-Бюеля, включающей в себя:

1) эмоциональную лабильность, эмоциональное недержание; 2) расстройство памяти; 3) снижение интеллекта.

Больные стано­вятся беспомощными, с трудом ориентируются (прежде всего нару­шается ориентировка во времени, так как постоянно приходится за­поминать новые числа), сложно адаптируются к новой ситуации, плохо ее понимают.

У них ослабляется воля, снижается работоспо­собность, они легко переходят от слез к улыбке и наоборот. Неред­ки варианты психопатоподобного поведения органического генеза.

Выделяют следующие варианты (стадии) психоорганического синдрома (Шнайдер К.): астенический, эксплозивный, эйфорический, апатический.

Органический (психоорганический, энцефалопатический) синдром может возникать при самых различных заболеваниях: при непосредственном поражении головного мозга (опухоли, интракраниальные инфекции, травмы, сосудистая патология атеросклеротического, сифилитического и иного происхождения); при соматогениях (как следствие заболевания печени, почек, легких и т.д.); при алкоголизме, наркоманиях, токсикоманиях, отравлении теми или иными токсическими веществами; при заболеваниях, протекающих с атрофическими процессами в головном мозге (на­пример, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и др.). Сопровожда­ется самыми различными неврологическими расстройствами.

Психоорганический синдром, как правило, необратим, хотя и может дать некоторое обратное развитие при применении соот­ветствующей терапии, в том числе ноотропными средствами.

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8    ..

Источник: http://sinref.ru/000_uchebniki/03200medecina/005_14_psihiatriya-korkina-2006/007.htm

Приобретенное слабоумие и врожденное: симптомы, признаки, лечение и профилактика деменции

Синдромы интеллектульно-мнестических расстройств - нарушения памяти и интеллекта, приобретенное и врожденное слабоумие

Слабоумие – это необратимое поражение интеллекта, которое сопровождается утратой способности к познавательной деятельности, снижением памяти и потерей ранее приобретенных знаний и навыков.

При слабоумии нарушается функционирование отделов головного мозга. От локализации патологического процесса и будет зависеть проявление болезни. Слабоумие делится на врожденное и приобретенное.

Умственная отсталость с рождения

Врожденное слабоумие (олигофрения) – ряд заболеваний, характеризующийся врожденным или приобретенным в течение первых трех лет жизни умственным недоразвитием.

Выделяют три степени олигофрении:

  1. Дебильность – легкая степень болезни. Такие люди адекватны, выполняют несложную работу, не нарушают общепринятые правила. Диагностируется сложнее, так как нет выраженных симптомов. Для больных характерно отсутствие фантазии, узкое мышление.
  2. Имбецильность – средняя стадия олигофрении. Способны к самообслуживанию, но нуждаются в постоянной опеке. Понимают, когда к ним обращаются, знают близких людей. Плохо развита моторика и координация. Словарный запас беден, мышление примитивно, память и внимание недоразвиты.
  3. Идиотия – тяжелая форма олигофрении. Люди с таким диагнозом требуют постоянного ухода, не способны к самообслуживанию. Не выделяют близких людей, нередко проявляют агрессию.

    Речь отсутствует, иногда произносят отдельные слова и звуки. Не имеют самых элементарных навыков. Не контролируют работу органов малого таза. Основные потребности – еда и сон.

Причины:

  • наследственность,
  • генетические нарушения,
  • внутриутробные инфекции беременных (краснуха, токсоплазмоз, сифилис),
  • алкоголизм, наркомания матери,
  • близкородственные браки,
  • черепно-мозговые травмы при родах.

Сходства и различия с олигофренией

Все формы олигофрении и деменции имеют один общий синдром – расстройство интеллекта, нарушение функций головного мозга.

Для обеих форм слабоумия характерны изменения в восприятии информации, перемены в поведении.

В чем же отличие:

  1. Олигофрения является врожденным или приобретенным в раннем возрасте заболеванием. Деменция же формируется в возрасте после 50 лет.
  2. При олигофрении степень интеллектуальной неполноценности неизменна. Для старческого слабоумия характерно постепенное ухудшение состояния.
  3. При олигофрении ребенок рождается неспособным к обучению. Для деменции свойственна поэтапная утрата навыков и знаний, приобретенных ранее.

Профилактика

С каждым годом количество заболевших увеличивается. Люди, знающие о слабоумии не понаслышке, задаются вопросом о возможности предотвращения этого состояния.

И хотя основной причиной является наследственная предрасположенность, каждому по силам свести к минимуму вероятность заболевания.

Для предупреждения слабоумия необходимы следующие профилактические меры:

  • умеренные физические нагрузки,
  • отказ от вредных привычек,
  • заместительная гормональная терапия для женщин в климактерический период,
  • защита от инфекций (профилактические прививки, безопасный секс),
  • высокая умственная активность (изучение иностранных языков, кроссворды, головоломки),
  • профилактика сердечно-сосудистых заболеваний,
  • исключение травмоопасных ситуаций (экстремальные виды спорта).

Предупреждение врожденного слабоумия начинается с планирования беременности. Обязательна консультация гинеколога и выполнение его рекомендаций относительно обследований, анализов, приема лекарственных препаратов.

Необходима консультация генетика, если в семье были случаи слабоумия. А также отказ от вредных привычек и избежание стресса.

Лечение

Врач назначает лечение в зависимости от этиологии и стадии болезни.

Основные направления терапии и препараты:

  • повышение стойкости нервной системы (тонизирующие препараты),
  • коррекция поведения (транквилизаторы),
  • улучшение кровообращения (ноотропные препараты),
  • устранение агрессии, беспокойства, апатии, (антидепрессанты),
  • общеукрепляющие средства.

Помимо этого проводится корректировка питания, исключается курение и прием алкоголя.

Только квалифицированный специалист может поставить точный диагноз, назначить план обследования и лечения.

К сожалению, слабоумие невозможно излечить полностью. Но важно как можно раньше распознать заболевание и обратиться к специалисту.

Начатое вовремя лечение помогает не допустить быстрого прогрессирования болезни. Повысить качество жизни и уменьшить проявление симптомов — вот основные задачи лечения.

Умственная отсталость, олигофрения, деменция — об отличиях в этом видео:

Источник: https://nerv.guru/zabolevaniya/demenciya/priobretennaya-i-vrozhdennaya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.