Законы мозга и памяти, которые должен учитывать каждый педагог при обучении ребенка

Содержание

Позитивное обучение: мозг в помощь

Законы мозга и памяти, которые должен учитывать каждый педагог при обучении ребенка

Наш мозг не был предназначен для стандартизированного образования. Он формировался в течение миллионов лет последовательной адаптации в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. С тех пор, как мы развились в социальные существа, наш мозг стал невероятно чувствительным к социальному миру.

Удивительные процессы сохранения информации, адаптации и инноваций реализовались в невероятно сложной структуре мозга, способной на все – от контроля за дыханием, до создания новых культур. Однако у этого процесса есть своя цена.

Все системы не только должны находиться в непрерывной связи друг с другом, но и их функции должны быть сбалансированы и тщательно интегрированы для оптимальной работы.

История эволюции содержит в себе вызов для всех нас, кто так или и иначе связан с образованием. В то время, как открытия в области социальной науки содержат много важного, они не могут быть напрямую приложены к изменяющейся образовательной среде, в которой каждый ученик отличен от другого.

То есть, нам необходимо согласиться, что модель образования со стандартными мерками обречена на поражение. Однако, понимая то, как человеческий мозг работает на самом деле, и используя знания нейронауки с целью непосредственной выгоды для ребенка, мы можем положительно влиять на обучение и оптимально подготовить детей к встрече с их реальным будущим.

Рассмотрим несколько важных факторов нейронауки, несущих возможную пользу работникам образования. 

Мозг – это социальный орган

Нашему мозгу необходима социальная стимуляция и связи, чтобы выживать и развиваться. Без связей с другими и без достаточной стимуляции он сокращается и однажды умирает – более того, основная матрица для работы мозга современного человека – это матрица наших социальных отношений.

 Как результат, близкие и поддерживающие отношения стимулируют позитивные эмоции, нейропластичность и развитие. Поэтому учителям и родителям необходимо создавать положительную социальную среду. С точки зрения нейробиологии, позиция учителя очень близка к родительской по своему влиянию на развитие детского мозга.

Похвала, стабильные отношения, стимулирование активности через рождение интереса, с самого раннего возраста сформируют стабильную мотивацию на обучение и гармоничное развитие мозга. 

У нас два мозга

Два полушария мозга дифференцировались друг от друга в своем развитии и сформировали специализированные функции и навыки.

Если говорить в общем, то левое полушарие мозга взяло ответственность за развитие языковых навыков, линейное мышление, и просоциальные функции, в то время как правое полушарие специализируется на обработке визуально-пространственной информации, сильных эмоций, сенсорного опыта.

Большинство учебных заданий, однако, задействует функции обоих полушарий. Очень важно понять, как задействовать и интегрировать оба полушария в контексте обучения.

Хорошие родители и учителя интуитивно схватывают эти особенности и пытаются сбалансировать экспрессию работы эмоций и рациональных процессов, призывая слишком рационально-направленных детей к исследованию их чувств и эмоций, и направляя слишком тревожных к развитию функций сознательного контролирования эмоций в их левом полушарии. 

Рассказывание историй и сказок в этом отлично помогает, так как истории могут служить как мощное организующее средство для интеграции нейронной активности. Хорошо рассказанная и приправленная соответственными эмоциями история ингегрирует мозговую активность и соединит людей. 

Раннее обучение обладает мощной силой

Большая часть нашего наиболее значимого эмоционального и межличностного опыта закладывается во время первых нескольких лет нашей жизни, в то время, когда лидируют и развиваются наиболее примитивные нейронные связи.

Ранние впечатления сформируют структуры мозга в порядок, который будет иметь пожизненное влияние на три наиболее важные области обучения: привязанность, эмоциональная регуляция и самооценка. Эти три сферы включают в себя наши способности быть в связи с другими, справляться со стрессом, чувство собственной значимости.

 Каждый болезненный опыт может быть сознательно переработан, проименован и последовательно рассказан, и тогда у ребенка развивается способность реинтегрировать разделенные нейронные связи и эмоции, чувства своего тела и познания.

Одним из способов управления этим процессом можно назвать описание своего раннего опыта в дневниках и журналах (с самыми маленькими подойдет рассказывание историй, игротерапия и рассказы по картинкам). Это позволяет ребенку научиться управлять своим эмоциональным опытом и соответственно, снизить уровень стресса и тревожности. 

Сознательное и бессознательное: как управлять?

Процессы осознания и бессознательные процессы в мозге происходят с разной скоростью, часто – одновременно

Осознание и активная память являются только малой частью огромного количества нейронных процессов, происходящих каждую милисекунду. Сложно представить, как много вещей мы делаем, не осознавая этого: дышим, гуляем, ориентируемся в пространстве, даже формируем структуру предложения, автоматически.

Мозг способен перерабатывать входящую информацию, анализировать ее на основании жизненного опыта, и представлять ее нам за милисекундный период.

Затем он может создать иллюзию о том, что наши чувства – это то, что происходит в данный момент, и что мы принимаем решения на основании наших мысленных процессов.

Можно научить ребенка задаваться вопросом о возможном влиянии нашего прошлого опыта и бессознательных предубеждений на их чувства и решения. Об этом стоит задумываться, уже когда вашему ребенку исполнится 3-4 года.

Например, ребенок боится экскалаторов, так как однажды на нем упал и испугался. Каждый раз, незадолго до использования движущихся лестниц, проговаривайте с ним: «Ты не хочешь идти на лестницу сам, потому что ты боишься? – Да, потому что я упал.

– Ты тогда испугался? – Да, я испугался и стал плакать. – А что дальше было? – Мама меня подняла и я еще плакал. – Ты ударился? – Да , я ударил ногу.

– А теперь мы пойдем вместе и мама будет тебя держать крепко-крепко, ты не упадешь, хорошо?» Проговаривайте ситуацию до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и упоминать эту ситуацию. Вспоминайте столько деталей, сколько будет нужно ребенку. 

Работа разума, мозга и тела переплетена

Доказано, что физические упражнения стимулируют рождение новых нейронов в гиппокампе и развивают активность передних долей мозга, в большей степени отвечающих за познавательные процессы. Физическая активность оказывает стимулирующее влияние на весь мозг, что поддерживает его активность на оптимальном уровне.

Адекватное питание и сон – необходимые условия обучения. Хотя мозг является небольшой частью веса всего нашего тела, он потребляет практически 20% нашей энергии, что делает правильное питание критичным для обучения.

Сон поддерживает когнитивные функции, а недостаток сна ограничивает нашу способность поддерживать бдительность и внимание на необходимом уровне и также негативно влияет на гибкость мышления и эффективность принятия решений.

Осознание влияния подобных биологических условий на обучение может привести к изменению времени начала школьных уроков, обеденных схем и уменьшению учебных программ.

 Нужно думать о том, поел ли ребенок и как он спал, прежде, чем начать его учить. Хорошо было бы также научить детей пониманию важности сна и давать советы по изменению режима сна и бодрствования.

И способствовать расслаблению в перерывах обучения.

Неадекватные школьные условия, бедная акустика, неадекватное освещение – все это коррелирует с бедной школьной успеваемостью. Стулья с недостаточной поддержкой спины затрудняют кровообращение в мозгу и препятствуют активности процессов осознания, а температура выше 23-24 градусов по Цельсию была связана с низкой эффективностью чтения и оценками по математике.

Мозг имеет довольно короткий диапазон внимания и нуждается в системном повторении и многоканальном обучении. Любопытство, побуждение к исследованию и импульс поиска новизны играют важную роль в выживании.

Выброс дофамина и опиоидов (химические вещества, приносящие хорошее самочувствие) в мозге происходит перед лицом чего-то нового. Таким образом мы бываем вознаграждены за любопытство.

Так как наш мозг должен сохранять бдительность в постоянно меняющейся среде, мы обучаемся лучше в коротких промежутках.

Это является еще одной причиной того, почему разнообразие учебных материалов, перерывы и даже периодический отдых способствуют обучению. Для обучающего важно «перезапускать» внимание учеников каждые 5-10 минут и продолжать поддерживать фокус их внимания с каждой новой темой.

Учитывая, что визуальные, сенсорные, моторные и эмоциональные нейронные сети содержат свои собственные ресурсы памяти, мультиканальное обучение увеличивает вероятность и сохранения информации и вызова стимулов обучения. Мы обладаем удивительными способностями к визуальной памяти, и написанная или сказанная информация, подкрепленная визуальным стимулом, усваивается лучше. 

Страх и стресс плохо влияют на обучение

Эволюция сформировала наш мозг сверхосторожным и сверхреактивным на все что даже издалека может оказаться полезным.

Страх и стресс снижают функции интеллекта из-за активации амигдалы – часть мозга, активизирующейся при реакции страха – которая вступает в противоречие с префронтальными (интеллектуальными) функциями.

Страх также снижает исследовательские рефлексы, делает наше мышление более ригидным (негибким), и запускает «неофобию», страх всего нового.

Стресс, вызванный учительскими или родительскими наказаниями, к примеру, или лишением необходимого общения, активизирует защитные функции мозга, снижая активность направленного вовне внимания, и способность к сохранению новой информации. Вызывая отрицательные эмоции, мы формируем в мозге связи, запускающие отрицательные ассоциации, активизируем весь болезненный опыт ребенка и снижаем естественную мотивацию ребенка к обучению.

Стрессовые ситуации запускают выброс гормона кортизола, функции которого противодействуют мозговой активности.

Длительный стресс влияет на нашу способность к обучению и поддержание физического здоровья. На самом деле, успех в обучении зависит от способности ученика тем или иным способом справляться со стрессом.

 Включение техник управления стрессом в учебную программу является очевидно необходимым вкладом нейронауки в образование, чтобы способствовать обучению, эмоциональному благополучию и физическому здоровью.

Родители и учителя могут использовать свое тепло, эмоциональную заботу и положительное отношение для создания особого состояния детского ума, которое снизит страх и увеличит нейропластичность и способности к обучению.

Обучение эффективнее, когда представляется целая картина объекта – и затем учащиеся сами исследуют ее детали.

Исследование создает новое знание, – говорил Нил Армстронг. Наш мозг развивался по стратегии обучения попытка-ошибка-научение. Это касается и социальной и физической среды.

Таким образом, будет лучше, если, предоставляя ребенку общее знание и направляя его, мы предоставим ему возможность самому разобрать концепт на детали и приспособить свое поведение в соответствие с этими результатами. Впоследствии это усилит вероятность удержания полученных навыков и иформации.

Мы рождены, чтобы исследовать, а родители и учителя, научившиеся использовать это качество в обучении, скорее всего, будут более успешны.

Текст подготовлен на основе последних исследований в облаcти социальной нейронауки, по материалам  Л. Козолино «The Social Neuroscience of Education: Optimizing Attachment and Learning in the Classroom», 2013.

Луис Козолино, доктор психологии, профессор университета Пеппердайн и практикующий психолог.

Он является автором книг «Здоровый взрослеющий мозг», «Нейронаука человеческих отношений», «Нейронаука как основа психотерапии», «Социальная нейронаука в образовании», Лос Анджелес, Калифорния

http://letidor.ru/article/pozitivnoe_obuchenie_mozg_v_ko_80207/

Источник: http://sensint.ru/articles/pozitivnoe-obuchenie-mozg-v-pomoshch

Как развивается мозг ребенка и как помочь ребенку учиться

Законы мозга и памяти, которые должен учитывать каждый педагог при обучении ребенка

В этой статье Вы узнаете основные моменты, которые помогут Вам узнать, как дети усваивают новые знания, умения, навыки.

Если вы обеспокоены развитием вашего ребенка, то помните, что есть учебные стратегии и методы обучения, которые могут помочь ему учиться проще.

Предлагаю совсем немного углубиться в теорию, для того чтобы понять, как работает мозг и как в него встраиваются новые знания, умения и навыки.

А после разберем лучшие учебные стратегии на каждом этапе созревания мозга ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=EpG2sbjtaoA

Но вначале несколько важных фактов:

  • Дети учатся, создавая связи между клетками мозга, которые называются «нейронными путями».
  • Чем чаще нейронные пути используются, тем они сильнее. Вот почему практика помогает выстраиванию навыка.

Создание проводной системы мозга

Каждая клетка мозга (нейрон) выглядит как обыкновенное дерево.

Когда дети узнают информацию о мире, их нейроны разветвляются и создают связи друг с другом. Вызываемые нейронные пути, эти соединения подобны электропроводке. Каждый нейрон может иметь несколько соединений с другими нейронами.

«Провода» не касаются друг друга.

Вместо этого они пропускают информацию в промежутках между нейронами, известными как синапсы. Мозговые химические вещества (нейротрансмиттеры) помогают системе получать сообщения.

Как работают нейронные пути

Каждый нейронный путь — это схема. Когда электричество проходит через цепь, оно подает ответ.

Например, когда вы переключаете переключатель света, загорается свет. Некоторые мозговые цепи, такие как дыхание и кровообращение, уже развиваются при рождении.

Другие схемы «зависят от активности».

Им нужен вход для работы, и чем больше входных данных они получают, тем лучше они работают. Этот вход более сложный, чем просто переключение переключателя света.

Это происходит из всех переживаний и событий, которые испытывают дети.

Звуки, взгляды, вкусы, запахи, то, как чувствуют чувства и эмоции, помогают мозгу выпускать нейротрансмиттеры и управлять этими схемами.

Обрезка путей или забывание

Нейронные пути, которые используются чаще, становятся сильнее. Это как заасфальтированная дорога, против обычной тропы.

Схемы, которые не используются, ослабевают и исчезают с течением времени. Этот процесс называют «обрезка» или просто — забывание.

Это нормально — любой человек имеет больше схем, чем нужно. Обрезка происходит постепенно, на протяжении всей жизни.

При этом мозг детей достаточно гибкий, чтобы постоянно работать, чтобы создавать новые схемы и улучшать часто используемые нейронные пути. Этот процесс называется «пластичность».

Сила пластичности

Пластичность особенно важна для детей. Их мозг обрабатывает информацию по-разному, но не всегда эффективно использует мозговые химические вещества.

Эти различия затрудняют создание или укрепление некоторых нейронных путей.

Обучение детей техникам эффективного обучения и обработки информации позволяет научить детей использовать пластичность мозга.

Дети не только лучше и легче обучаются, но и испытывают меньше трудностей и стресса.

Обучение через чувства

Детям не нужно думать о развитии нервных путей.

Это происходит естественно, просто когда они исследуют мир и узнают о мире.

Швейцарский психолог Жан Пиаже создал известную теорию о том, как у детей развиваются навыки познания и мышления.

Первый этап — когда дети используют свои чувства — зрение, звук, осязание, вкус и запах — чтобы начать устанавливать связи. Они пробуют, встряхивают и бросают предметы. Они также начинают катиться, добираться до вещей и, в конце концов, ползать и ходить.

Все эти действия помогают строить нейронные пути, которые управляют такими вещами, как движение, зрение и развитие языка.

Например, дети начинают пародировать звуки, которые привлекают их внимание.

Потом они продолжают пробовать на вкус и исследовать мир, который их окружает,  они продолжают перемещаться в места, которые они хотят видеть. Мозг усиливает эти схемы и ребенок развивается.

Обучение через речь

В возрасте от 2 до 7 лет развитие языка усиливается, когда дети учатся говорить и понимать больше слов, используют более сложные предложения.

Это критическое время, чтобы создать для детей богатую речевую среду.

На этом этапе чем больше с детьми говорить, чем больше слов они произнесут, узнают, чем больше новых навыков они попробуют, тем больше у них сформируется нейронных путей .

Теперь дети более творчески могут использовать объекты для игры.

Например, вы можете увидеть, как ваш ребенок использует большую палку в качестве лошади или превращает коробку в ракетный корабль.

Социальные навыки развиваются медленно в этом возрасте, потому что дети не готовы понимать логику, рассуждения и другие взгляды людей.

Они часто испытывают трудности с тем, чтобы оказаться в незнакомой компании, также могут открыто критиковать и говорить то, что им не нравится или комментировать поведение других людей.

Обучение через логику

С 7 лет до средней школы дети начинают думать более логично.

На этом этапе дети способны устанавливать связи между вещами. Они становятся «детективами», которые способны видеть подсказки и умеют объединять их.

В социальном плане дети развивают способность по очереди ставить себя на место другого человека и понимать, что действия имеют последствия.

На этом этапе взрослые могут поддерживать детей, помогая им размышлять о таких вещах, как причина и следствие в том или ином событии.

Обучение через рассуждения

Перейдя в подростковый возраст дети начинают думать более абстрактно и с большей сложностью.

Они рассуждают по принципу «что, если», и могут представить последствия ситуации.

Дети способны решать и понимать более сложную математику, осваивать химию и физику, вникать в более глубоко в сюжеты и рассуждать над прочитанной литературой.

Дети могут сочетать разные типы навыков, чтобы делать более сложные вещи, например, обучаться вождению или осваивать профессии.

Система электропроводки мозга становится более сложной, с цепями, переплетающимися с другими цепями, чтобы все эти навыки могли работать вместе.

Основные выводы

  • Новые впечатления помогают вашему ребенку формировать нейронные пути. Изучение мира помогает мозгу расти.
  • Различные методы обучения и другие стратегии вмешательства могут помочь детям разработать новые пути и  освоить больше навыков.
  • На каждом этапе развития есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку учиться.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку учиться:

1.Изучить техники эффективного обучения — научиться структурировать текстовую информацию, создавать «интеллект-карты», использовать метод «от общего к частному», искать и убирать ошибки, учиться связной речи, развивать оба полушария мозга.

2.Работать над мотивацией, интересом, вниманием и дисциплиной.

3.Развивать память и повторять в соответствии с «Кривыми забывания».

4.Развивать воображение, изучить кодирование и декодирование информации, научиться управлять рабочим состоянием.

5.Выявить тип восприятия (визуал, аудиал, кинестет, логик) и использовать ведущий тип при обучении

6. Не сдаваться, искать как помочь именно вашему ребенку учиться, пока не найдете!

7. Сократить время на поиск и подбор лучшей статегии и внедрить ее, пройдя программу «Гениальный ребенок. Техники эффективного обучения»

15 поток тренинга Гениальный ребенок. Техники эффективного обучения — это программа, которая перезагрузит и включит мозг на полную мощность.

Данная статья — это выжимка из первого часа программы «Гениальный ребенок», на которой мы подробно разбираем принципы работы мозга

И это самая сложная тема всего курса. После которой мы погружаемся в удивительный, простой, интересный  и веселый мир эффективного обучения.

На дне тренинга «Память»:

  • Узнаете все техники «суперпамяти» — чтобы запоминать любую информацию, даже непонятные слова и названия с первого раза!
  • Я избавлю Вас от ошибок при запоминании методом ассоциаций: сложных слов, непонятных слов, имен собственных
  • Вы получите уникальный инструмент «Контуры человека», который поможет Вам лучше понять своего ребенка и его ценности
  • Вы сможете разбудить свой мозг, вывести его из «Зимней спячки», сможете «включить» мозг ребенку

На дне тренинга «Обучение:»

  • Вы поймете, что учиться – просто. Вы сможете дать этот инструмент Вашему ребенку.
  • Вы на примерах отработаете техники и уже в первый день запомните все инструкции «Как и что говорить ребенку» и научитесь правильно реагировать на разговоры ребенка «не могу», «не получается», «не помню», «не хочу» и т.п.
  • Вы узнаете, что такое интеллект-карты и научитесь их создавать
  • Вы сможете применять в обучении техники фоточтения
  • Вы сможете научить ребенка понимать любой школьный предмет
  • Вы сможете эффективно применять эти методики в своей жизни: повышать свою квалификацию, получить дополнительное образование
  • Вы узнаете, как правильно и легко писать сочинения, статьи, курсовые работы
  • Вы научитесь структурировать любую информацию, что позволит Вам повышать эффективность и сокращать время
  • Вы получите ответы на вопросы «Как пересказывать с первого раза, как запоминать стихотворения»

На дне тренинга «Внедрение»

  • Вы научитесь говорить без запинок, узнаете, как говорить и рассказывать информацию без бумажек
  • Узнаете, как можно запоминать все что захотите в долговременную память
  • Сможете применять технику исправления ошибок «Воронка» в любом виде деятельности: изучение ПДД, подготовка к экзаменам
  • Узнаете, как игрой убрать ошибки в словарных словах Научитесь управлять своим состоянием и эмоциями: узнаете, как перейти в состояние эффективного обучения и сможете его «якорить»
  • Сможете влиять на обучения используя тип восприятия ребенка: визуал, аудиал, кинестет, логик

На дне тренинга «Спецназ»

  • В качестве закрепления навыка в долговременную память Вы запомните удивительно важную и полезную информацию: мужско-женский словарь и сможете избежать непонимания мужчин
  • Научитесь с первого раза запоминать
  • имена людей, отчества, фамилии, даты рождения
  • Сможете запоминать с первого раза:
  • числа
  • пароли
  • номера телефонов
  • Даты
  • Ваш ребенок узнает, как можно выучить таблицу умножения, даже если «она не учится»
  • Вы узнаете, как запоминать определения, термины
  • Сможете применять упражнения, которые из состояния «спячки» и «неэффективности» приведут Вас в продуктивное состояние, и состояние получения результата

На дне тренинга «Полиглот»

  • Сформируете свою карту языка на 100-140 слов, запоминая которую за полет в самолете Вы сможете общаться на языке страны, в которую летите
  • Поймете из чего, на самом деле, состоит иностранный язык
    • Узнаете, как выбирать слова для запоминания
    • Сможете выбрать подходящую для себя технику запоминания иностранных слов
    • Техника контекста
    • Метод ассоциаций
    • Узнаете, как можно выучить иностранное слово, даже если «она не учится»
    • Получите частотный словарь английского языка на 2000 слов
    • Прямо на тренинге мы с Вами запомним 150-200

    английских слов

3 ноября состоится старт 15 потока тренинга «Гениальный ребенок. Техники эффективного обучения». 

Присоединяйтесь к программе прямо сейчас, пока цена минимальна:

Инвестируйте в будущее своего ребенка и станьте мастером в области эффективного обучения>>>

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Источник: http://gladtolearn.ru/blog/kak-razvivaetsya-mozg-rebenka-i-kak-pomoch-rebenku-uchitsya/

Рост и развитие головного мозга ребенка

Законы мозга и памяти, которые должен учитывать каждый педагог при обучении ребенка

Развитие мозга ребенка подтверждают сопутствующие его росту физиологические изменения. Когда ребенку исполняется 5 лет, его головной мозг по размерам уже максимально приближается к параметрам головного мозга взрослого человека. По ходу его развития ребенок осваивает новые навыки, совершенствует речь и моторную деятельность.

Развитие мозга на физиологическом уровне

Нейроны — сотни миллиардов клеток, лежащие в основе нервной системы – начинают развиваться еще на этапе формирования эмбриона, и к моменту появления на свет малыша процесс доходит до определенной степени зрелости. Рост глиальных клеток, ответственных за качество передачи нервных импульсов и изолирующих нейроны, продолжается до конца второго года жизни ребенка.

Наиболее интенсивными рост и развитие головного мозга считаются в период от рождения и до двух лет. Именно в это время глиальные клетки увеличиваются в количестве, нейроны — в размерах, а синапсы (межнейронные зоны контакта) становятся более сложными. Эти изменения протекают, пусть уже и не с такой скоростью, в течение всего дошкольного возраста ребенка.

В период активного развития мозг отличается особой пластичностью и гибкостью, поэтому в случае получения травмы дети быстро восстанавливаются без особых последствий для организма. Чем старше ребенок, тем сложнее ему будет восстановиться после серьезной травмы головного мозга.

Что говорят ученые?

По результатам исследований в области развития мозга детей ученые пришли к выводу о том, что работа мозга имеет прямую связь с движением тела – то есть движение стимулирует процесс развития мозга. Именно поэтому маленькие дети в первые же дни после рождения совершают ряд специфических движений.

Специалисты уверены, что совершаемые ребенком движения можно привести к единой системе, способствующей стимуляции детского головного мозга, а впоследствии и взрослого – вплоть до 80 лет! Целенаправленные действия являются отличным подспорьем для мозга и нервной системы в отношении оптимальной производительности в разных областях:

  • межличностной;
  • интеллектуальной;
  • спортивной;
  • креативной и пр.

Ниже рассмотрим несколько методик, активно используемых сегодня для развития головного мозга в детском возрасте.

Система Brain Gym: как работает?

Brain Gym — это одна из методик, разработанных для тренировки мозга путем целенаправленной физической деятельности. Тренировки активируют ряд когнитивных функций, позволяют улучшить память, способствуют развитию речи и концентрации внимания, повышают способности в области чтения, письма и пр.

Методика может быть использована в нескольких направлениях и областях:

  1. В учебном процессе для стимуляции процесса развития детского внимания и слуха.
  2. В раннем дошкольном возрасте для ускорения развития ключевых функций, таких как моторика, которая ляжет в основу обучения в дальнейшем.

Именно развитие моторики движений будет способствовать улучшению внимания, речи, повышению самооценки ребенка.

Методика была признана в десятках стран мира, включена в список программ «Успешные инновации обучения». Применение ее на практике помогает развивать детей независимо от того, сколько им лет. Малыши учатся концентрировать внимание, поэтому становятся более внимательными, лучше и быстрее усваивают информацию.

Методика Макото Шихида: принципы

Еще один вариант программы — это методика профессора Макото Шихида о целенаправленном развитии в детском возрасте правого полушария мозга.

Ученый активно работает над исследованием программ обучения и развития дошкольников уже более 60 лет. Он утверждает, что каждый ребенок, появившийся на свет, гениален.

Профессор уверен, что методика по стимуляции раннего развития правого полушария головного мозга с утробы матери и до зрелости будет иметь стопроцентный результат.

Методика строится на следующих принципах.

  1. Левое полушарие мозга по функциональным возможностям существенно отличается от правого. Оно справится с фиксацией целостного образа предмета в памяти с первого взгляда.
  2. За творчество и вдохновение также отвечает исключительно правое полушарие.
  3. Правое полушарие отвечает за процесс визуализации изображений с физической их реализацией. Пример — успешные и состоявшиеся люди, ярко демонстрирующие именно эту способность мозга.

Чем активнее развивается левое полушарие мозга, тем сложнее будет работать над развитием функционала правого полушария.

Если ребенок с детства получает огромный объем информации и его мозг просто забит знаниями, то работать над развитием правого полушария в дальнейшем будет практически невозможно.

Профессор убежден, что главное — это не знания и не полученное образование, а развитие способностей детей к усвоению информации. Именно это он считает главной целью методики.

Возможности правого полушария

  1. Правое полушарие имеет пять чувств, как и левое, у которого это вкус, зрение, запах, осязание и слух. У правого полушария 5 чувств — это его возможности. Если дать им волю, то ребенок сможет видеть образы в виде кинофильмов.
  2. Память фотографического типа.

  3. Умение делать психические расчеты сложного типа.
  4. Способность преобразовывать изображения в символы, цифры или слова и наоборот.
  5. Склонность к обучению иностранным языкам.
  6. Вдохновение и творческая деятельность.
  7. Фотографическое скорочтение.

  8. Получение информации на уровне интуиции и ее использование по назначению.

Детский головной мозг, подобно губке, может впитывать множество информации. Несколько дней может понадобиться ребенку для того, чтобы освоить новые навыки, на которые у взрослого ушли бы месяцы.

Эту способность мозга можно использовать и взрослым, стимулируя его развитие.

Простые упражнения для стимуляции развития мозга

Существует множество упражнений, способных активировать головной мозг ребенка и стимулировать его развитие. Многие из них можно делать дома, с самого раннего возраста. Ниже некоторые из эффективных и простых упражнений.

  1. «Лягушка». Ребенок кладет руки на колени или на стол. Одна рука у него должна быть сжата в кулак, другая — повернута ладонью вниз. Цель упражнения —развитие обоих полушарий мозга путем попеременной смены положения рук.
  2. «Нос-ухо». Опять же, ребенку дают задание левой рукой касаться кончика носа, а правой левого уха, и наоборот. После хлопка в ладоши нужно будет снова вернуть руки в исходное положение.
  3. «Зеркальное отражение». Ребенок получает в каждую из рук по карандашу, после чего начинает рисовать на бумаге одновременно симметричные друг другу рисунки (для старших дошкольников и школьников).

Все эти упражнения объединяет одно: выполняются они двумя руками, чтобы головной мозг детей развивался в обоих полушариях равномерно.

Из этого можно сделать вывод о том, что, развивая головной мозг детей в раннем возрасте, можно и нужно брать за основу несколько методик, соединяя их в свой собственный комплексный подход, который даст результат.

Не стоит в раннем возрасте перегружать детей информацией о числах, буквах, звуках, таким образом стимулируя развитие левого полушария.

Правильным будет сконцентрироваться на двигательной активности, направляя ее в нужное русло.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/rost-i-razvitie-golovnogo-mozga-rebenka.html

11 секретов успешного обучения ребенка (советы для родителей и педагогов)

Законы мозга и памяти, которые должен учитывать каждый педагог при обучении ребенка

Ирина Балманжи

Забыли, какого числа день учителя в 2018 году? Напоминаем. Сегодня! 5 октября. Не знаете, как поздравить знакомого учителя в последний момент? Подсказываем. Совсем недавно мы сделали подборку книг, которые вы могли бы подарить любимым педагогам, своим или своих детей.

Их можно купить в электронном варианте прямо сегодня — и подарить учителю вместе с виртуальной открыткой почтой. Либо вместе с электронной книгой лично в руки от всего класса.

И в честь праздника даем несколько полезных советов по обучению, которые будут полезны и учителю, и родителям.

Какие условия необходимо создать дома и в школе, чтобы ребенок лучше понимал учебный материал, был внимательнее на уроках и запоминал больше информации? Об этом рассуждает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга». Делимся его идеями, которые пригодятся и родителям, и педагогам.

Больше движения!

Элементарная зарядка по утрам, тренировки в спортивной секции или даже простые прогулки после школы помогут ребенку учиться гораздо успешнее!

С точки зрения эволюции наш мозг развивался в процессе труда и преодоления расстояния свыше 19 километров в день. Современные люди, как правило, ведут малоподвижный образ жизни. Но нам по-прежнему необходима активность.

Как показывают исследования, физическая нагрузка стимулирует работу мозга, помогает улучшить долговременную память, логическое мышление, внимание и способность решать новые задачи.

Физкультура делает нас умнее! Источник

Нагрузки не должны быть слишком интенсивными: переутомление может нанести вред познавательной способности. Опытным путем было определено, что золотая середина — получасовые занятия аэробикой три раза в неделю.

В ходе одного эксперимента дети занимались бегом по полчаса 2–3 раза в неделю. Уже после трех месяцев их когнитивные способности значительно улучшились.

Здоровый сон

Делать уроки или (тем более!) сидеть в социальных сетях допоздна — это очень плохая идея. Нашему мозгу необходим здоровый сон, чтобы успешно учиться.

Недостаток сна ухудшает умственную деятельность по всем возможным показателям: плохо влияет на внимание, рабочую память, математические способности, логическое мышление и моторику.

Самое интересное, что негативный эффект от регулярного недосыпания накапливается. Этот факт был детально исследован в научных экспериментах. В ходе одного из них время ночного отдыха ограничили шестью и менее часами. Через пять дней когнитивные способности испытуемых оказались такими же, как после двух суток без сна, то есть снизились на 60 процентов!

Маленькие группы

Существующая система образования не учитывает, что ученики одного возраста обладают разными интеллектуальными способностями. Ведь нейронные связи каждого мозга уникальны!

Ученики осваивают определенные знания за разное время и в разной степени. Когда детей много, преподавателю трудно уследить за всеми, поэтому должны существовать пределы количества обучающихся — чем меньше, тем лучше.

Чем меньше учеников, тем эффективнее обучение. Источник

Маленькие классы обеспечивают успешную работу уже просто потому, что педагог может наблюдать за каждым ребенком. Занимаясь с небольшой группой, учитель лучше видит, когда ученики ошибаются, работают ли они в полную силу и насколько хорошо был понят материал.

При прочих равных условиях меньшие по размеру классы создают более благоприятную для учебы атмосферу.

Сначала ключевая идея, потом детали

Памяти свойственно сохранять самое главное из того, с чем мы сталкиваемся. Детали же можно восстановить, если вспомнить суть.

Мозг лучше воспринимает обобщенные концепции, а не частности.

Разумеется, детальные знания имеют очень большое значение для успешного обучения в школе. Интересно, что запоминать подробности можно, опираясь на смысл.

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо усвоил материал, не начинайте с деталей. Сосредоточьтесь на ключевой идее и выстраивайте подробности вокруг основных понятий.

Поддержание интереса

Внимание — это один из секретов высокой успеваемости. Оно неразрывно связано с интересом или важностью информации. Мы замечаем все необычное, непредсказуемое, отличающееся, вызывающее эмоции. Такие сигналы обрабатываются мозгом и запоминаются намного лучше, чем нейтральные.

Чем больше внимания мозг уделяет получаемым сигналам, тем лучше кодируется и, следовательно, сохраняется информация.

Одна из важнейших задач учителя — удержать внимание учеников. Источник

На среднестатистическом уроке обучающиеся теряют интерес примерно через 10 минут. Учитель должен учитывать эту особенность. По истечении 600 секунд необходимо привлечь внимание детей эмоционально значимым стимулом, связанным с темой, — ярким образом, новостью, показательным примером, рассказом на злобу дня, историей, анекдотом или шуткой.

Маленькие смысловые блоки

Большинство преподавателей вываливают на своих учеников чересчур много информации и дают слишком мало времени для ее переваривания. Специалисты, хорошо разбирающиеся в своей теме, просто забывают, каково быть новичком.

Чтобы улучшить процесс обучения, педагог должен преподносить информацию небольшими порциями, давая детям отдых между смысловыми блоками урока. На одну идею можно потратить 10 минут.

За это время необходимо сформулировать конкретный тезис, а затем ясно, точно и подробно объяснить связь между деталями и основной концепцией. Потом желательно воспользоваться ловушкой для поддержания внимания (см.

предыдущий пункт) и плавно перейти к следующей мысли.

Однозадачность

Понаблюдайте, как ребенок выполняет домашнюю работу. Он слушает музыку и ведет активную переписку с друзьями? На компьютере открыто сразу несколько окон и программ, не имеющих отношения к учебе? Разумеется, в такой обстановке трудно сконцентрироваться на задании.

Ребенок должен делать уроки, не отвлекаясь на посторонние вещи. Источник

Ученые доказали, что мультизадачность — это миф. Мозг не способен уделять внимание одновременно нескольким разным вещам. Невозможно оставаться сосредоточенным и качественно обрабатывать информацию, перескакивая от одного дела к другому.

Постарайтесь сделать так, чтобы учащегося окружало как можно меньше отвлекающих факторов, — и его результаты точно улучшатся.

Повторение

Ученики забывают 90 процентов того, что изучают в классе, в течение 30 дней. Причем бо́льшая часть информации улетучивается из головы в первые часы после урока.

Продлить срок хранения информации можно путем ее планомерного воспроизведения через определенные промежутки времени. Количество повторений и интервал между ними критически важны для перехода из кратковременной памяти в долговременную.

В идеале пройденный материал нужно повторить еще два раза в течение суток (лучше сделать это в первые часы после урока). Потом необходимо вернуться к информации через три или четыре дня.

Для окончательного закрепления знаний желательно повторять определенные темы раз в полгода. С учетом прогресса содержание обзорного материала можно корректировать. Такой подход занимает много времени, но приносит огромную пользу при изучении любого предмета, особенно иностранных языков.

В момент обучения память непостоянна — повторения делают ее более надежной.

Снижение уровня стресса

Выброс гормонов стресса (адреналина и кортизона) — это защитная система организма. Она предназначена для включения моментальной реакции на серьезную, но кратковременную угрозу для жизни.

Однако в современном мире стресс зачастую измеряется не секундами встречи с реальной опасностью, а часами, днями и месяцами психоэмоциональных нагрузок. В этом случае гормоны отравляют наш организм.

По возможности защищайте ребенка от воздействия стрессовых факторов. Источник

Слишком сильный и продолжительный стресс вредит обучению. Дети, страдающие от нервного напряжения, не очень успешны в математике и языках. Их память гораздо слабее, чем у других. Они хуже обобщают и адаптируют имеющуюся информацию к новым сценариям. Им трудно сосредоточиться.

В экстремальных условиях гормоны стресса способны даже повредить ткани головного мозга!

По наблюдениям исследователей, дети, которые постоянно наблюдают ссоры родителей или испытывают сильное психологическое давление, демонстрируют более низкую успеваемость, чем их сверстники, живущие в спокойных условиях. Так что один из важнейших факторов успеха в учебе — стабильная эмоциональная ситуация дома и в школе.

Мультисенсорная среда

Чем больше органов чувств задействовано во время учебного процесса, тем лучше запоминается информация.

В ходе экспериментов, которые проводил когнитивный психолог Ричард Майер, группы, работавшие в мультисенсорной среде, всегда демонстрировали лучший результат, чем те, кто получал информацию только по одному каналу (например, через слух или зрение).

Если хотите, чтобы ребенок лучше усвоил тему, представьте информацию не только в вербальной, но и в визуальной форме. Один из эффективных методов — использовать анимацию совместно с устным повествованием. При этом важно соблюдать принцип согласованности: посторонний материал лучше исключить.

Подумайте, как еще можно задействовать зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные стимуляторы в сочетании с традиционными способами подачи материала.

Поощрение врожденного любопытства

Дети рождаются с неутолимой любознательностью и сильным желанием изучать мир. Они с удовольствием пробуют новое, анализируют предметы и их свойства, ставят опыты (сначала незатейливые, потом более сложные).

Каждый ребенок — исследователь от природы. Все, что от вас требуется, — поощрять его стремление к познанию.

Поддерживайте в ребенке огонь любопытства и жажду совершать открытия. Источник

Нужно создать такие условия, чтобы ученик мог активно тестировать окружающую среду, следовать зову своего мозга, экспериментировать, наблюдать, делать собственные открытия, приобретать знания в процессе игры, применять теорию на практике и получать удовольствие от этого процесса.

По материалам книги «Правила мозга».

Обложка поста: pixabay.

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/10/05/11-sekretov-uspeshnogo-obucheniya-rebenka-sovety-dlya-roditelej-i-pedagogov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.